Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Эстетствующие треугольники
Репортаж с фестиваля «Втроем легче» («Ботаники», «Сансара», «Brazzaville»), «Телеклуб», 26\07\07
Мы, комсомольцы, без трудностей не можем. Сеять - так в противогазе, секасом заниматься - только в гамаке, ну вот и понесла нас с двумя алкофотографами нелегкая вечером пятницы на край Вселенной, в табачное царство фабрики «Альвис». Сами знаете, что там за злачное место расположено - «Телеклуб».
Пару слов о клубе я все-таки скажу, ибо был там первый раз и поразился - ну все в нем сделано для людей и, как я подозреваю, людьми. А не какими-то невнятными существами с руками, растущими из задницы, как это в последнее время стало модно. Огромный ангар, но, вопреки всем правилам физики, звук в нем не летает туда-сюда и, хоть и далек от идеального, все же производит весьма приятное впечатление. Наряду с удобными, дешевыми и быстродействующими барами, чистыми туалетами и удобными столиками (а наверху мы еще успели опробовать диванчики и тоже остались вполне довольны).
Но диванчики диванчиками, а долго возлежать нам на них не пришлось - пресс-конференция с участниками треугольного фестиваля «Втроем легче» надвигалась, надвигалась и внезапно таки нависла над немногочисленными журналистами. Последние явно растерялись от такого поворота событий и, видимо, от растерянности онемели. Так что по поводу задавания вопросов инициативу пришлось взять в свои руки организаторам события. Но получилось вполне даже забавно. В пресс-конференции участвовали лидеры групп-участников фестиваля. Brazzaville представлял вечный пилигрим Дэвид Браун (далее Д), а «Сансару» - экстравагантный Саша Лебедев-Гагарин (далее С). Главный «ботаник» группы «Ботаники» Коля Ротов потерялся где-то на бескрайних уральских просторах, и место напротив таблички с его наименованием пустовало.
- Откуда взялась идея пригласить для участия в фестивале Brazzaville?
С: - На самом деле, изначально предполагалось, что третьей в обойме станет другая группа. Просто Олег Кубыш с «Эры» звонил нам и называл варианты. Ну и среди прочих назвал и Brazzaville. Это очень симпатичная группа, мало кто из западных коллективов пользуется такой любовью у нас. Идея пригласить их показалась нам перспективной, и мы вместе с «Эрой» и «Телеклубом» довели ее до сегодняшнего логического финала. Всю нынешнюю ночь пытались в одном из ночных клубов найти общий язык с участниками группы, нашли только под утро...
- Ваше отношение к сегодняшнему концерту?
Д: - Я мало знаю о нем, только то, что это фестиваль и, поскольку он проходит в Екатеринбурге, все должно быть здорово.
- А какие впечатления остались от предыдущего приезда?
Д: - Тогда была сумасшедшая ночь, из-за путаницы с московским и местным временем нам купили не те билеты, сначала мы полетели на вокзал, потом пришлось возвращаться обратно в клуб и тусить в нем до утра. Вся группа была пьяная, кто-то что-то потерял, у кого-то что-то украли. В поезде потом познакомились с неонацистами.
- После такого охота снова приехать сюда с концертом не отпала?
Д: - Нет. Здесь лучшая рок-н-ролльная публика, здесь любят музыку, и мы получаем от своих екатеринбуржских поклонников очень большую отдачу. Прошлый концерт здесь был у нас лучшим в туре. Сегодня вроде тоже все выглядит неплохо, надеюсь, что придет много людей. А если не придет... Что ж, тогда мы пригласим тех, кто все же пришел, танцевать на сцену.
- Ваш новый альбом выходит в феврале. Расскажите про него
Д: - На этом альбоме будет одна песня наполовину на русском, наполовину на английском языках. Также я записал вместе с Шурой из «Би-2» две песни для их с Левой проекта «Нечетный воин», который тоже увидит свет в феврале.
- Вопрос Саше: как происходил отбор участников на фестиваль?
С: - Главный принцип - участники не должны быть похожи друг на друга. На наш взгляд, три группы как раз оптимальный вариант для такого концерта, когда их больше, начинается бардак. «Ботаников» я видел не раз, и мне кажется, что они ведут себя на сцене максимально естественно. Brazzaville - романтики, и, как мне кажется, сегодня мы будем самой жесткой группой.
Вопрос Дэвиду: в какой момент пришло сольное творчество?
Д: - Еще когда я играл у Бека, я сделал два альбома с Brazzaville. Но не мог давать с группой концертов, потому что был занят концертной деятельностью с Беком.
- Артемий Троицкий назвал вас «единственными романтиками в Америке после Doors и Nirvana». Как бы ты это прокомментировал?
Д: - Ну, ему, наверно, виднее. Мне очень приятно.
- Что можешь сказать про творчество русских музыкантов?
Д: - Я мало знаком с вашей сценой. Мне импонирует творчество Земфиры, она великолепная певица. Еще не могу не отметить замечательную группу «Кино».
- Сейчас вы много путешествуете?
Д: - Очень много. Слышу много историй от людей из разных стран, которые потом превращаются в наши песни. Но вот, например, смог написать несколько песен о Лос-Анджелесе только когда уехал оттуда. Все-таки места на нашей планете обретают романтическую окраску только тогда, когда они находятся максимально далеко от тебя.
Пресс-конференция закончилась, мы опять завалились, подобно персидским падишахам, на диваны второго этажа и до начала концерта развлекали себя тем, что делали максимально имбецильные фото на два фотоаппарата. Не забывая, тем не менее, исправно провожать восхищенными взглядами каждую красивую девушку, проходившую мимо.
Вскоре на сцену поднялся первый угол треугольника - группа «Ботаники». Что рассказать вам про них? Наверно, самой точной рекомендацией будет то, что если бы мне предложили прослушать пару песен этой группы в одном плэйлисте с «Курарой», «2 Разза Шакур» и «Badens Lambaсk», я, пожалуй, не смог бы отличить их друг от друга. Конечно, было даже интересно пару лет назад слушать фразы наподобие «Ты меня возбуждаешь, когда стираешь» и тому подобное под ненавязчивый и абсолютно не запоминающийся, но тем не менее бодренький попс. Сейчас попытки эксплуатировать наследие самых одиозных персонажей отечественной и зарубежной эстрады конца прошлого века в том ключе, в котором это делают «Ботаники», выглядят как минимум смешно. Но ни разу не иронично. Ребята стараются быть прикольными, но больше похожи на кукол из театра Карабаса-Барабаса, уставших и потускневших. Но в канву этого фестиваля они, несомненно, вписались, сорвав свою долю аплодисментов.
«Сансару», вышедшую на сцену после «Ботаников», я открыл для себя на концерте в «Бункере» год назад. До этого, подобно большинству своих знакомых, слышать их песни без содрогания не мог. Не знаю уж, что повлияло на философию группы, может быть, депрессивность постоянных метаний по маршруту «Екатеринбург - Москва», но факт есть факт: группа резко помрачнела. Хотя старая романтика в них осталась, она приобрела налет грусти взамен дебиловато-наивного настроения тех хитов, что позволили им заявить о себе на всю страну. Концептуальный видеоряд и как всегда дергано-эмоциональный Саша с каким-то аляповатым узором на спине пиджака были призваны помочь людям в зале проникнуться настроением их песен. Что люди в зале с удовольствием и делали. Группа постоянно растет и в плане звука, и в плане профессионализма, но нельзя не отметить две ложки дегтя. Во-первых, они давно переросли Екатеринбург, но почему-то с маниакальным упорством выступают везде где ни попадя, и от этого качество их шоу не может стабилизироваться на одной высоте. Вот на той же, как в этот раз, когда для меня они затмили не только «Ботаников», но и заморских гостей. Во-вторых, их всегда слишком много. Они затягивают все до предела, будь то интро к сэту или весь сэт в целом. Но в итоге все же, невзирая на какие-то мелочи - мощный взрослый звук, следование концепту и стилю и надрыв как связующее звено между музыкой и словами.
Собственно, максимум, что я знал о творчестве «гвоздей программы» - то, что это группа саксофониста Бэка и то, что они записали кавер на «Звезду по имени Солнце». На пресс-конференции узнал, что во главу угла они ставят путешествия и свое вдохновение черпают именно из постоянного движения по планете. Еще в релизе было указано, что Brazzaville создает «удивительно красивые, тихие, интеллектуально стимулирующие песни, несущие на себе бремя сразу нескольких экзотик - от бразильских боссанов до перестуков стран Карибского бассейна». Вживую это выглядело не так богато, как на бумаге. Да, музыканты Брауна - матерые профессионалы. Ни ноты влево, ни провалов, ни одного сбоя я не заметил в их игре. Жизни тоже. Хотя, скорее всего, мои критерии наличия жизни в музыке отличаются от критериев других. На поверку люди, которые по идее должны были бы пару веков назад бороздить морские просторы под «Веселым Роджером», оказались рафинированными эстетами, чьей музыке как нельзя подходит термин «высочайшее качество». Их песни действительно тихие, действительно заставляющие думать, но это раздумия такого рода, когда ты вечером сидишь в кресле-качалке на веранде домика в лесу и мысли в твоей голове копошатся очень лениво или даже совсем замерли на месте. Не было слышно в их песнях вулканов, разбивающихся о берег гигантских штормовых волн, шума огромных караванов, рыка диких зверей, ничего такого, что показало бы отличие одной географической точки от другой. И в этом плане я был несколько разочарован враньем релиза. Песни были похожи одна на другую как две капли воды и делились только на медленные и умеренные. На сцене вместо вечно юных романтиков, какими по идее они должны были быть, стояли пятеро взрослых мужчин, просто делающих свое дело, вкусно и стильно, но совсем без чертовщинки. Brazzaville, без сомнения, заслуженно пользуются народной любовью, потому что они действительно симпатичны. Но не более того, просто высококлассный и интеллектуальный продукт западного шоу-биза с претензией на некую андеграундность. И легким налетом Бэка, конечно же.
Ну и, подводя итоги, надо сказать, что во всей череде концертов за этот год «Втроем легче», безусловно, выделялся на фоне других своей респектабельностью и ненапряжностью атмосферы. Люди просто пришли послушать качественные группы. Люди с удовольствием послушали качественные группы и разъехались. Хороший концерт. Но почему-то после него с особенной силой захотелось контрастных ощущений. Прийти, например, в «Фантом». Взять там дешевого пива. И напиться в компании хороших друзей. Потому что иногда это тоже замечательное времяпрепровождение.
Дед Маздай