Культура » Древние цивилизации, религия

Культура неолитиков


Люди новокаменного века, неолитики, необычайно резко отличались от палеолитиков. Разница между теми и другими несравненно глубже и значительнее, чем, например, между античным миром и современностью. Исследователь орудий в характеристике неолитиков отмечает такую перемену, как шлифовка камня. Но в общей оценке неолитической культуры эта новость техники обработки теряется среди других изменений громадной важности. Наступление эпохи неолитиков по-настоящему составляет величайший переворот, какой вообще когда-либо происходил в истории человечества. В известном смысле можно сказать, что наша современная культура есть создание неолитиков; мы живем их наследством, их приобретениями, в нас еще сказывается установленный ими ритм жизни, хотя мы утратили тайну их спокойствия и размеренности.

В самом деле: ведь как ни развили новейшие народы Европы и Америки индустрию и обмен, какие ни придумали чудеса машин, а все-таки существование современного человечества не мыслимо без земледелия и животноводства. А именно как раз способы обработки земли и приручения до­машних животных составляют изобретение неолитиков. Не забудем, что позднейшие поколения ничего не прибавили ни к составу выдвинутых с самого начала злаков - ржи, овса - ни к составу прирученных впервые животных - лошадей, рогатого скота, овец и коз.

Организация питания в том виде, как она до сих пор су­ществует, открытие важнейших источников для приготовления тканей, одежды, каковы лен, шерсть, состав­ляют дело неолитиков. Эти крупнейшие изобретения челове­ческой культуры свидетельствуют о высокой интеллигентности неолитиков.

Прежде всего, какие они были изумительные натуралисты, естествоиспытатели. Теперь, благодаря вековой работе, пшеница и рис занимают громадные территории и оттесняют другие виды полевых растений. Но вначале, до открытия их человеком, до их прививки и приспособления, они терялись среди тысячи других злаков. Надо было отыскать именно их, наблюсти их полезность для человеческого организма и затем найти способы их разведения, защиты от сорных трав и т. п. Позднейшие поколения, в том числе и мы, стоящие на высоте культуры, разработавшие до тонкости науку о природе, уже не умеют так наблюдать природу или не имеют охоты и таланта угадывать ее тайны: в самом деле, ведь со времени прививок и приручений, совершенных неолитиками, в этой области почти нет открытий.

Затем они были удивительными наблюдателями природы еще в другом смысле. Взращивание культурных растений, обработка земли требуют точного счета времени, т. е. установления календаря. Нам теперь календарь кажется каким-то курьезом, впрочем очень нужным в обыденной и деловой жизни, "но стоит взглянуть на быт крестьян, чтобы заметить, что календарь чрезвычайно важный, необходимый регулятор жизни. А это потому, что календарь в свое время и был составлен для земледельца. Календарь же опирается на сложные астрономические наблюдения, предполагает математическое изучение небесного свода, установление экватора, эклиптики и т. д., т. е. сумму знаний и, что еще важнее, научную дисциплину ума.

Требовалась также высокая интеллигентность со стороны руководителей работ для того, чтобы придать им правильный характер, чтобы распределить их между массами, приручить обширные группы людей к согласованным действиям. Ведь переход от охоты к земледелию есть перемена всего быта, всего характера человека. Надо было обуздать фантазера, порывистого смельчака; надо было от индивидуальных свободных поступков, в которых кипучая энергия сменяется дол­гим бездействием, перевести его на однообразный труд, где личности нет, нет и свободы, а есть только исполнение приказов, подражание друг другу.

Для того чтобы добиться этой цели, руководители общества должны были обладать громадным педагогическим тактом, терпением, знанием души человеческой, умением внушить технические приемы. Надо еще раз повторить, что изобретение земледелия гораздо крупнее и, если можно так выразиться, умнее, чем изобретение машин, а насадители земледелия искуснее, чем организация фабричного дела. Новые предприниматели приставили рабочих к машинам, принудили работать определенное число часов и бросили на произвол судьбы. Прошло около ста лет, и подчиненные взбунтовались: работа им осточертела. Организаторы земле­делия продержались со своей системой десятки тысяч лет. Среди своих изобретений они ничего не забыли, ничего не упустили, чтобы сделать работу интересной, облегчить ее, втянуть рабочего в дело, обеспечить его, развлечь его. Они разделили дни на будни и праздники, установили периодические отдыхи, расчленили год на ясные и отчетливые отделы. Они придумали яркие драматические обряды для начала и окончания полевых работ, музыку, песни, пляски, мимические действия. Этими способами они умягчали нравы людей, приучали их к общественности, вносили в их жизнь ритм и стройность.

Почти все, что романтики называют народной поэзией, народными поверьями и приметами, крестьянским календарем, - составляет здание этой старинной школы.

Руководители старинного общества были педагогами еще и в другом смысле. Они регулировали не только труд, но и все жизненные отношения земледельцев. Они сумели пробудить у рабочих привязанность к дому, к своей семье. Конечно, семья в своей основе факт зоологический, брак строится на физиологической основе. Но то, что семья представляет собою, как учреждение, как незыблемая связь, как опора для подрастающего поколения, есть создание руководителей неолитического общества. Они освятили брак обрядом, который позднейшая церковь обратила в венчание, объявила его неразрывным, они придали факту физического перевеса отца над детьми смысл правовой, юридический. Родовой строй, счет родства, почитание старших, обязанности родителей в отношении подрастающего, поколения, мораль любви к ближнему и долга перед слабым, и обратно подчинение младшего старшему, несведущего сведущему - вес это идет из неолитической эпохи.

Чрезвычайно важный вопрос, как было устроено хозяйство неолитической эпохи. Она знала большие поселки, деревни и города. Распределение продуктов и устройство питания было рассчитано на широкую ногу. Земледелие и ско­товодство осуществимы только при значительном сосредоточении масс. Общество неолитиков отличалось предусмотрительностью. Оно не только оставляло запасы на весь год от одной жатвы до другой, но оно также страховало себя на случай неурожаев, стихийных бедствий. Оно выработало систему больших складов и запасных магазинов, из которых делались выдачи. Из области Вавилона дошли до нас реестры потребителей, а также и хлебные и продовольственные карточки. Хорошо известны раздачи хлеба в Риме из громадных запасных магазинов, введенных Гракхами, но эти раздачи не были изобретением трибунов римской республики, - они представляют заимствование из глубокой старины.

Многое говорит за то, что работа неолитиков была организована не по типу наших индивидуальных хозяйств, со свободной конкуренцией, а по образцу коммуны. Продукты хранились у властей и раздавались в определенные сроки едокам и потребителям. Денег не было, не было неимущих, но и не было капиталистов. Капиталом владела коммуна.

Наличие организаторов, руководителей и учителей в неолитическом обществе даст основание для предположения, что помимо управляемой массы неолитическое общество имело иерархию управителей, власть которых была построена авторитете. Общество неолитиков было устроено по типу государства-церкви. У руководителей того времени нет внешней силы для поддержания своего авторитета: они опираются на свой духовный умственный перевес, они действуют как монополисты высших волшебных сил и средств.

Иерархия выдерживалась веками; между правящими и управляемыми не было ни сближения, ни смешения. Вожди поднимались на подобие полубожественных существ. Властители старались закрепить свой перевес наследственной передачей своих умений и своих знаний. Они как бы создали две школы: одну - широкую публичную, другую - тайную, недоступную для непосвященных. Лишь в тесной среде своих сочленов открывали они тайны науки; глубокое полное познание существовало лишь для избранных натур.

«Истоки тайноведения» Русский Оккультный Центр

Вернуться назад