Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Из многочисленных религиозных церемоний тотсмистов мы выделяем, как самую важную и интересную с точки зрения оккультизма, церемонию посвяения, являющуюся древнейшим прототипом посвящений в мистерии у античных народов, в священнические чины у христиан и в тайны природы у эзотериков.
У многих народов вступление в зрелый возраст, связанное с известными обязанностями, сопряжено с исполнением ряда важных церемоний. До того юноша живет вместе с женщинаи, участвует в играх сообща с девушками и вообще не играет никакой социальной роли, но когда он должен вступить в число взрослых мужчин, дело меняется. У нас вступление в зрелый возраст, считается известным фазисом роста, у потомков черной расы мальчик не сам собою становится взрослым мужчиной, но его делают таковым, принимая его в члены общества мужчин.
Иногда юноша известным символическим актом как бы рождается вновь; очень часто над ним совершают церемонию убийства, сопровождаемую деталями действительного лишения жизни, а воскресение открывает перед ним совершенно новую жизнь, в которую он отныне вступает. Юноша должен оставить все, что имеет отношение к детству, а у некоторых племен это забвение прошлого проведено так далеко, что он как будто забывает язык, на котором говорил, и его переучивают снова. Характерной чертой этих церемоний является дисциплинирование посвяшяемых их подвергают лишениям, а часто и истязаниям, даже пыткам, чтобы закалить их дух или испытать твердость их характера. Во время этих обрядов надевают страшные маски, значение и тайные названия которых сообщаются посвященным; точно так же им показываются предметы, скрытые от взоров непосвященных, и объясняют их значение. Так, например, их научают вертеть священный гудок, издающий ревущий или жужжащий звук, наводящий ужас на непосвященных.
Посвящаемому даются наставления, касающиеся всего, что человек должен знать и делать. Например, на западных островах Торресова пролива вновь посвящаемых наставляют в разных добродетелях, из которых главнейшая суть: вдумчивость, почтительность, послушание, великодушие, прилежание, любезность в словах и поступках по отношению к родителям и родственникам, верность, услужливость, скромность в обращении с женщинами и спокойный нрав. Великими добродетелями считаются храбрость, свирепость, стойкость в перенесении лишений и боли и т. п.; запретными считаются воровство, уклонение от уплаты долга, болтливость, злословие, ругательство, брак с некоторыми категориями лиц и раскрытие священных тайн. Особое внимание уделяется обязанностям по отношению к роду, каждый член должен смотреть на родового врага, как на врага личного.
У индейцев Южной Америки практикуется подвергание посвящаемого укусам крупных муравьев, ос. Муравьи и осы втыкаются в особую сетчатую ткань, часто изображающую какое-нибудь фантастическое четвероногое, рыбу или птицу. Все тело юноши заворачивается в эту ткань; от этой пытки юноша падает в обморок и в бессознательном состоянии его относят в гамак, к которому его привязывают веревками; под гамаком горит слабый огонек. В этом положении он остается одну-две недели и может питаться только маниаковым хлебом и мелкой породой копченой рыбы. Даже воду запрещают ему пить. Эта пытка предшествует пышному танцевальному празднеству, продолжающемуся несколько дней. Гости приходят в масках и в огромных головных уборах. Иногда юношу подвергают битыо, иногда во время празднества снова подвергают укусам крупного муравья, после чего его предплечье украшается перьями и он считается достигшим зрелости и способным вступить в брак.
В продолжение всей посвятительной процедуры юноша не должен испустить ни звука, ни жалобы, ни стона, - в противном случае вся процедура должна при первом удобном случае повториться вновь 6 самого начала.
В Австалии церемонии, которыми сопровождается посвящение юноши в тайные обряды, имеют свои характерные особенности, но в общих чертах повсюду сходны между собой. Прежде всего, выбирают место для посвящения. Когда место и время для церемонии установлены, к соседним группам отправляются послы. Такие послы обыкновенно имеют при себе какой-либо предмет, служащий символом их миссии - вестовую палочку с нарезанными на ней знаками, вращательную дощечку, мужской пояс или связку перьев, смотря по обычаю данного племени. Послы предъявляют свой знак старейшине племени и передают приглашение на Бора.
Незадолго до назначенного срока, группа, разославшая приглашения, располагается табором недалеко от того места, где будет происходить церемония. Посвященные мужчины приступают к приготовлению площади для церемонии. Чаще всего место церемонии состоит из трех частей. Первая часть представляет собою большой круг, тщательно расчищенный и окруженный низким земляным валом, вторая - тропу, часто значительной длины, ведущую от большого круга в заросли. На дальнем конце этой тропы находится круг меньших размеров, также расчищенный и окруженный низким валом, - это третья часть плана. Женщинам разрешается посещать большой круг, но под страхом смертной казни как им, так и непосвященным мужчинам, нельзя видеть ни меньшего круга, ни тропы. Вдоль всей тропы, с обеих ее сторон, начертаны на земле различные фигуры, либо составленные из насыпанных кучек земли, либо обозначенные только контурами. Большинство из них представляет различных животных, но иногда воспроизводятся также и геометрические фигуры. Деревья по сторонам тропы также помечены особыми знаками. Где-нибудь на тропе или на малом круге насыпается холмик в виде человека; эта фигура изображает мифологическое существо (Baiame), являющееся божеством или "демоном" церемонии. По верованию туземцев, Baiame первый установил обряд Бора и присутствует на всех церемониях, чтобы наблюдать за правильным их исполнением.
В назначенный день приглашенные собираются. Их встречают с большой торжественностью, причем дело не обходится без пляски в большом круге. Затем посвященным мужчинам показывают тропинку и малый круг, а также рисунки на земле и на деревьях. Старые распри тут же разрешаются битвами (без убийства), после чего заключается мир и церемония начинается.
Первая часть церемонии происходит в большом круге, и в ней принимают участие также и старые женщины. Затем женщины исключаются. Мальчиков ведут в малый круг, причем более старые мужчины, которые берут мальчиков на все время церемонии под свое покровительство, показывают им рисунки на земле и на деревьях и объясняют их значение. Особым образом раскрашенные мужчины представляют волшебные игры и пантомимы, значение которых объясняется тут же присутствующим при этом мальчикам. Здесь же мальчики впервые знакомятся с вращательной дощечкой - гуделкой. Пока происходит Бора, дощечку не перестают вращать. У некоторых племен важную часть церемонии Бора составляет выбивание одного из передних зубов у посвящаемого. У других племен мальчиков подвергают испытанию огнем. Их либо "поджаривают" перед большим костром, либо ставят в густой дым, либо кладут на горячую золу, слегка прикрыв ее зелеными ветками. Во время всех этих процедур внимательно следят за тем, чтобы мальчики вели себя надлежащим образом. Если кто-либо из них не подчинится требованиям своего наставника, его убивают.
Во все продолжения Бора мальчики и их наставники живут отдельно от женщин и детей. Часть дня у мужчин уходит на охоту, которой они добывают себе пропитание. Остаток времени заполняется различными церемониями, с которыми знакомят мальчиков. Только в конце Бора женщин допускают к мальчикам, что сопровождается празднеством, в котором принимают участие и женщины.
В течение известного времени после Бора, в иных случаях несколько месяцев, мальчики живут со своими наставниками в зарослях вдали от женщин. В это время мальчиков учат законам и обычаям племени и внушают повиновение этим законам и старейшинам.
Для полного посвящения юноши требуется пройти несколько стадий Бора. При каждой следующей стадии мальчика посвящают в новые стадии церемонии, которые тщательно скрывались от него при прежних. Таким образом, он все больше знакомится с обычаями своего племени, пока сам не будет принимать участия в посвящении других юношей.
В заключение следует отмстить, что у некоторых народов существуют специальные церемонии и посвящения для девушек, обычно совпадающих с наступлением половой зрелости.
«Истоки тайноведения» Русский Оккультный Центр