Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Существует мнение, что при татуировании, как и при окрашивании, основными побуждениями являются половой инстинкт, потребности эстетической и симпатической природы человека, желание украсить себя и вызвать в другом поле или в своих соплеменниках расположение, удивление, зависть, преклонение. Для людей, лишенных одежды, также естественно украшать свое тело, как людям умеренных и холодных стран - свои одежды. Но, подобно тому, как одежда и обычай окрашивать тела, да и все искусства вообще возникли первоначально не из эстетических, а из более настоятельных потребностей, точно так же и обычай татуирования должен был иметь более глубокую причину, чем потребность эстетическую. Эта причина лежит в примитивных верованиях. У первобытных племен - татуирование вовсе не произвольный акт отдельной личности, а обязательное религиозное требование высокой важности. На островах Пелау уклонение от общеобязательного татуировния влечет жестокие штрафы. Дети нетатуированных женщин убиваются. Жители островов Фиджи и арктические эскимосы верят, что только татуировка открывает человеку после смерти доступ в царство блаженных. Сама процедура татуировки совершается в самые серьезные моменты жизни, чаще всего во время церемониала так наз. инициации, когда юношество вступает в зрелый возраст и наиболее нуждается в союзе с божеством. Церемониал татуирования обставляется такими подробностями, которые не оставляют сомнения в религиозном характере обряда. Вот, например, церемония инициации девочек у жителей островов Нуокоро. За три месяца до торжества девочки группами в 5-10 человек приводятся в храм и выдерживают искус до назначенного для татуирования дня. После целого ряда жертвоприношений, священных плясок и других религиозных обрядов, девочки, намазав свое тело корнем желтого имбиря, отправляются на берег моря, где подвергаются очистительному купанию в присутствии всего собравшегося народа. Затем они возвращаются в храм: каждая из них внезапно схватывается мужчиной, который, повалив ее на пол и закрыв лицо, наскоро выводит контуры татуировки, причем надзирающие за церемонией жрецы покрывают genitalia тремя священными камнями, а на грудь кладут треугольные черепаховые пластинки (черепаха - местный тотем) ;спустя несколько дней, после целого ряда других церемоний, посвященные девочки возвращаются домой. Сам характер выводимых на теле изображений не имеет ничего общего с эстетикой: самые близкие между собой племена, с тождественными вкусами, выбирают каждое совершенно отличные друг от друга знаки, почти всегда изображающие тот или другой предмет поклонения, тотем или боготворимое животное. Только по религиозным мотивам таитянин выводит на своем теле кокосовую пальму, индус - тигра, ликиец и японец - дракона, канзасский индеец - белку и только у чисто тотемных племен каждый клан - свой родовой предмет культа. Сама жестокость и болезненность процедуры татуирования указывает наглядно, что не эстетика, а более глубокая причина создала этот обычай. С древнейших времен существовал универсальный религиозный обычай приносить в жертву божеству свою собственную кровь, а также вступать с ним в так называемый "завет крови" (термин, встречающийся в Библии по поводу обряда обрезания). В Австралии у тотемного клана кенгуру юноши вскрывают себе вены над священным камнем, обиталищем тотема. То же наблюдается у многих других племен центральной Австралии.
В Африке многие племена (напр. Квиссама) пролитием крови своего тела умиротворяют гнев оскорбленного фетиша. На острове Тонга во время болезни отрубают сустав пальца, чтобы купить себе исцеление. Точно так же поступают другие австралийцы и даже наши черкесы. Греческие моряки во время шторма умилостивляли разгневанное божество кровью разрезанного пальца. Древние спартанцы во время инициации своих юношей истязали их розгами до тех пор, пока кровь не лилась потоками по алтарю. Точно так же у татуирующегося племени Диейери в Австралии в подобных же случаях делали на спинах юношей от 10 до 12 надрезов, шрамы от которых они носили в течение всей своей жизни. Вообще во все торжественные моменты жизни, в дни национальных празднеств, перед выступлением в поход, перед жатвой, при рождении и вступлении в брак, по поводу смерти близкого человека, в горе и радости, приношение в жертву крови было обычным явлением. В экваториальной Африке жених проводил во время брачной церемонии кровавые борозды на боках и плечах своей невесты, заранее приготовленными гвоздями. Мексиканцы прокалывают уши и язык в честь своих богов. Сохранившийся до наших дней варварский обычай прокалывать ушную раковину был вызван желанием подарить божеству каплю своей крови из наименее болезненного места. Кольца, продеваемые в образовавшиеся отверстия и ныне служащие только декоративным целям, первоначально были свидетельством кровного договора с божеством. Такие договоры крови всегда совершались по отношению к родовому тотему или боготворимому животному: договоры эти первоначально всегда были двусторонними. Так, у племени карибов (Антильские о-ва) отец посвящаемого юноши берет хищную птицу определенного вида (своего тотема) и бьет ею сына по голому телу до тех пор, пока не разбивает головы птицы; после этого он делает сыну по всему телу рубцы, втирает в них кровь птицы и дает ему съесть ее сердце; соединение крови сына и птицы считается состоявшимся, кровный договор с тотемом заключен. Этот пример иллюстрирует первобытную психологию, приведшую впоследствии к татуированию. На островах Полау, богиня, которой приносятся жертвы во время процедуры татуирования, называется "богиней кровопьющей". Введение краски в надрезы или наколы при татуировании первоначально имело такую же религиозную цель, как и втирание крови тотема в упомянутом примере у карибов. Почти универсальным красящим веществом служили угольный порошок или сажа - продукты, тесно связанные с домашним очагом (богом огня) или с теми или другими породами священных деревьев, служивших тотемами. Даже в Японии, где татуирование давно потеряло видимую связь с религией, тушь для татуирования приготовляется из нагара священных лампад, возжигаемых пилигримами в наиболее почитаемых храмах. Все эти данные убеждают в том, что татуирование - усовершенствованная форма жертвоприношения кровью и кровного родства с божеством, или, выражаясь словами Ф. Джевонса, "стереотипная" откристаллизовавшаяся и ставшая общеобязательной форма обряда кровопускания (blood letting rite). Новейшая форма татуирования посредством накалывания явилась естественным смягчением прежних, более жестоких форм. Она имела еще и то важное преимущество, что давала возможность выводить на теле изображение самого божества или тотема, которому кровь предназначалась, - изображение, которое в глазах первобытного человека так же могущественно и способно на покровительство, как и его оригинал. Кроме того, благодаря выведенному на теле изображению, реально увековечивалась связь татуированного с божеством, в род которого, по поверью всех тотемных племен, всякий человек переходит после смерти; знаки татуирования были как бы билетом на вход в царство блаженных.
«Истоки тайноведения» Русский Оккультный Центр