Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Тотемизм содержит в себе, по нашему мнению, остатки религии черной расы, сохранившиеся с искажениями и наслоениями среди наследников лемуреев. По мнению ученых, тотемизм есть примитивная, некогда почти универсальная и еще ныне весьма распространенная религиозная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употребленный Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени Ojibway, на языке которого totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или иная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) - оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом. В качестве тотема встречаем ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, напр. голову черепахи, желудок поросенка, концы листьев и т. п., но чаще всего - классы животных и растений. Так, например, северо-американское племя Ojibway состоит из 23 родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобер, карп, осетр, утка, змея и т. д.); на Золотом Берегу в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где тотем особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное, население. Так, у негров из Mount Gambier к тотему вороны принадлежит дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи - рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племен в Port Mackay солнце относится к тотему кенгуру, луна - к тотему аллигатора. Это показывает, как глубоко тотемические представления отражаются во всем мировоззрении первобытного тотемиста.
Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. Если тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем данного рода и каждая ворона - сородичем. Эта вера в родство с тотемом не символична, а в высшей степени реальна. В Африке, например, у родов тотема змея новорожденных подвергают особому испытанию змею: если змея не тронет ребенка, он считается законным, в противном случае он убивается, как чужеродный. Австралийские мури называют тотемное животное "своей плотью". Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: "Почему убили этого человека; это мой отец, мой брат и т. д.". В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сестрами, мужчины - братьями, а тех и других - своими общими родоначальниками. Многие племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное - умерший родственник. У рода "буйвол" племени Omahas (Сев. Америка) умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: "Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!". У индийского племени uni, когда приносят в дом тотемное животное - черепаху, ее приветствуют со словами на глазах: "О бедный погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает кто ты?".
Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу; иногда даже избегают прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно его избегают убивать, употреблять в пищу, одеваться в шкуру; если это дерево или другое растение - избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его. У многих племен убийство тотема чужеродцем требует такой же мести или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. В Древнем Египте постоянные кровавые распри между номами (провинциями) возникали по поводу при жилищах (или храмах), отождествление человека с божеством-тотемом, власть религии над социальными отношениями, санкции общественной и личной морали, наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное животное.
«Истоки тайноведения» Русский Оккультный Центр