Культура » Философия

Герметизм

Герметизм - религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии.

Учение герметиков подразделяется на «популярный герметизм» (III век до н. э. -- III век н. э.), представленный трактатами по астрологии, алхимии, магии и медицине (составлявших комплекс так называемых «герметических наук»), и «учёный герметизм» (II-III века), представленный трактатами религиозно-философского характера, составляющими Герметический корпус.

Для герметизма в целом характерны последовательное использование мотивов древнеегипетской мифологии (в частности, культ Солнца) и интерес к области «практического» знания (оккультным наукам).

Герметизм исходит из наличия скрытой сущности вещей, доступной пониманию лишь посвященных. Согласно учению герметизма, спасение внутри нас, оно доступно каждому, и достичь его можно, познав себя.

Согласно традиции, герметизм - это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.

В Средние века герметизм получил своё дальнейшее развитие через иудейских и восточно-христианских мистиков у мусульман (суфизм), а после крестовых походов и в католической Европе в виде оккультизма. В условиях абсолютных притязаний на истинность со стороны католической Церкви герметизм, а также связанная с ним магия были объявлены делом дьявола. Первый шаг в этом направлении был сделан в 325 году, когда на Никейском соборе было принято церковное решение о несовместимости учения о реинкарнации с Библией. Вторым важным событием стало объявление в 1227 астрологии дьявольским занятием. Таким образом, герметизм был «побеждён» католической Церковью, но не в открытой дискуссии, а в результате его формального запрещения.

Герметический корпус, утраченный на Западе в Средние века, стал вновь доступен с 1460 года, когда копии герметических сочинений на греческом языке, вывезенные из Константинополя, попали во Флоренцию. Перевод на латинский язык 14 трактатов Корпуса, выполненный в 1461 Марсилио Фичино, способствовал вспышке интереса к герметизму в эпоху Возрождения.

Представители герметизма

Важнейшими представителями герметизма в это время были

  • ученик Фичино и автор теории «натуральной магии» Джованни Пико делла Мирандола,
  • Джон Ди,
  • Джордано Бруно,
  • Томмазо Кампанелла,
  • Йоханнес Тритемиус,
  • Генрих Корнелий Агриппа Неттесхемйский,
  • Роберт Флудд
  • Парацельс.

Определённую дань герметизму - в форме настроения так называемого «естественного благочестия» - отдали многие мыслители XVI-XVII веков:

  • Коперник,
  • Кеплер,
  • отчасти Ф. Бэкон и Ньютон.

7 принципов герметизма

1. Принцип ментальности
2. Принцип соответствия
3. Принцип колебаний
4. Принцип полярности
5. Принцип ритма
6. Принцип причины и действия
7. Принцип пола

По материалам энциклопедии «Википедия»

Вернуться назад