Культура » Momento mori

Танатотерапия

Появление "танатотерапии" напрямую связано с одной из базовых проблем Человека и Человечества - невозможности установления полноценного (максимально полного) контакта с процессами смерти и умирания. Реальность смерти, воспринимаемая человеком как его персональная конечность, законченность, летальность ("прах", "тлен"), активизирует слишком сильные его чувства. Активизация чувств человека - это активизация его энергии. Для того чтобы согласиться с этим утверждением, вспомните, как начинает вести себя наше тело в тот момент, когда мы испытываем сильные чувства. Тело пытается эту энергию вывести через своеобразную "работу" тела: мы начинаем нервно ходить по комнате, сжимать руки, громко возмущаться (в этот момент, по меткому замечанию сатирика, "пар выходит через свисток"), "размахивать кулаками после драки" и др. Человеческое, окультуренное и цивилизованное ("социальное"), тело не способно впитать (другой профессиональный термин - "заземлить") такое количество энергии, которое связано с переживанием смерти (Баскаков В., 1998). Выход из этой ситуации логичен. Смерть удаляется из жизни человека и Человечества, человек выходит из контакта с реальной смертью. Смерть превращается из реальности в имитацию, симулякр (Ямпольский М., Бодрийяр Ж.., 2000). Для этого достаточно взглянуть на экран телевизора - сплошная смерть. Чудеса компьютерной графики достигли такой высоты, что мы видим, как снаряд разрывает тело героя фильма на части. И что? Ничего! Не трогает! Но на показ реальной смерти в кино и на телевидении наложен запрет. Эшеровский «Глаз»Нельзя! Слишком чувствительно! Не избыток ли этой "эрзац-смерти" компенсирует недостаток реальной? Механизм катарсиса, наступающего в момент нашего присутствия рядом с реальной смертью и подчеркивающего в этот момент нашу жизненность, - механизм своеобразного зеркала (может, поэтому в жилище умершего занавешивают зеркала?) активизирует нашу потребность в контакте с этой реальностью. Именно этой жизнеутверждающей силой наполнена гравюра Эшера "Глаз": если смерть отражается в зрачке глаза - значит, глядящий на нее жив!


СмертьС другой стороны, перевод смерти из разряда реальности в симулякр превращает этот "запретный" плод не столько в "сладкий", сколько в "страшный". Не только смерть превращается в монстра , но и само слово становится табуированным.

Отметим, что традиционно ее изображают леворукой (левшой). Смерть на рисунках косу держит в левой руке или косит ею слева направо. То, что Смерть орудует косой - понятно. Согласно опыту умирающих, вначале у умирающих отказывают ноги ("как косой отрезало"). А вот то, что она левша, вытекает из отношения в культуре и социуме к леворукости как к ненормальности (сравни, "прав", "правильно", "правое дело"). Осознавая неотвратимость смерти и, одновременно, зависимость от нее, культура пытается ее таким образом "унизить", сделать непривлекательной (механизм т.н. "соленой конфеты": ребенок делает сладость непривлекательной в случае невозможности эту сладость получить). Этой же цели служит широко развитый только в нашей стране "черный юмор". Обилие так называемого "черного юмора" (чего только стоят "садистские стишки"!) в нашей стране объяснимо: по подсчетам историков наша страна отличается от других стран обилием войн и революций. А это - сплошь смерть! Только в нашей стране должны были появиться и так широко популярны способы "осмеяния" (снижения значимости) реальности Смерти.изображение

Интересно, что в отдельные периоды истории у Cмерти менялся ее инструментарий. Так, в позднее Средневековье француз Жан Коломб изобразил ее со стрелой . Считалось, что гнойные нарывы, свойственные бубонной форме чумы, бушевавшей в то время, остаются от стрел Гнева Господня.

Название области и предложенный нами термин - "танатотерапия" - очень четко обозначает главную цель такой терапии - оказание специфической (!) помощи (от греч. thanatos смерть и therapia - уход, забота, лечение) в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с процессами смерти и умирания (Баскаков В., 2001), и, таким образом, отличает ее, с одной стороны, от танатологии - науки о смерти (скорее раздел философии), с другой стороны, - от ухода за умирающими, паллиативной медицины. Хочется подчеркнуть последовательность значений в слове терапия, где на первом месте стоит уход, а лечение - на последнем. Современная медицина, хорошо справляясь с лечением, т.е. с воздействием с целью изменения или приведения к норме, оказывается совершенно бессильной в области профилактики здоровья, здорового образа жизни, т.е в области создания условий.

В танатотерапии интегрированы знания о разных видах смерти (тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание /остановка, cумасшествие, объектные характеристики тела и др.), предложены конкретные приемы (техники) работы на установление контакта с перечисленными видами смерти.

Тотальное расслабление как смерть.
Картина английского художника "Офелия"Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется (ср. "покойник" - от покой), сверхконтроль сознания покидает тело, и последнее становится объектом/предметом (ср. "мертвецки пьян", а, значит, падает как куль). В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т.е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, "позу мертвого человека" из йоги). Мертвое тело занимает ряд важных для тотального расслабления позиций: руки и ноги полностью раскрываются, отпадает нижняя челюсть, глаза приоткрываются.

Интересно, что после смерти с телом умершего часто производят определенные действия, направленные на приведение "в норму" этих полностью раскрытых частей тела: глаза закрывают монетами, нижнюю челюсть подвязывают платком, руки и ноги связывают. И это вместо того, чтобы при жизни поддерживать характеристики полностью раскрытого тела, например, приоткрытый рот, который у взрослых открывается только от удивления. Мертвый Бисмарк.Но зато всегда открыт у детей, который мы всячески пытаемся "закрыть" своими замечаниями ("закрой рот!", "муха залетит!" и др.). В этой открытости (открытый рот) проявляет себя максимально полный контакт ребенка с окружающим его миром. В книге немецкого профессора Эжена Херригеля "Дзен в стрельбе из лука" такой контакт ребенка с миром - когда ребенок принадлежит миру в той же степени, как и мир ребенку, - берется за идеал контакта с реальностью и составляет основу философии и методики обучения стрельбы из лука в особом состоянии - состоянии дзен. Поразительна точность стрельбы таких лучников: двигаясь по стрельбищу и посылая стрелу за стрелой, они каждый раз поражают одно и то же место мишени, снимая, таким образом, своеобразный "зазор" между собой и целью, т.е. каждый раз "поражая себя".

Родственники Бисмарка до сих пор судятся с фотографами, тайно заснявшими и опубликовавшими в газетах фотографию мертвого Бисмарка за то, что на фото Бисмарк - этот символ могущества империи - показан слабым.

Применительно к рассмотрению расслабления как вида смерти, нам важно отметить, что тотально расслабленное тело лежащего на спине человека холодеет, и похолодание, например, его конечностей, - надежный индикатор движения в сторону тотального расслабления. Это противоречит, например, пути аутогенной тренировки, где вслед за аутосуггестией "моя рука тяжелая" (совершенно справедливо; смотри, ниже "объектность и предметность частей тела") следует - "моя рука теплая". Расслабление и тепло конечностей лежащего на спине человека - вещи несовместимые. В момент расслабления человеческий организм выходит на оптимум расхода тепла и энергии. Такой оптимум, например, в детском теле автоматически приводит к сжатию тела (так называемая "флексионная" позиция тела новорожденного). Да и у взрослого холод вызывает сжатие. Поскольку лежащий на спине на сеансе танатотерапии человек расслаблен и неподвижен настолько, что не способен сжаться и изменить позицию, - его конечности холодеют.

Сон как смерть
Наилучшим образом этот вид смерти прослежен в сказочной традиции (ожившие персонажи произносят традиционное "как долго я спал/а"). Cтарорусское "смежить очи" означает одновременно и "погрузиться в сон, заснуть" и "умереть". Многие из молитв "на сон грядущий" и "заутренних", по сути, описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскрешение):

изображениеВ мифологии бог сна Гипнос, - брат богини смерти Танатос. Так и механизмы сновидений и танатотерапии аналогичны: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных ("утро вечера мудренее") бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в "русском теле", Баскаков В., 1998) или, наоборот, отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять, "впитать" ("заземлить"). Это способствует ее разблокированию и гармонизации. Прекрасной метафорой такого рода баланса может служить известная картина Генри Руссо (Henri Rousseau).

В этой картине хорошо подчеркнут именно момент баланса: грозный лев выходит в тот момент, когда путник засыпает. Расслабление, а, значит, и упоминаемое нами "заземление" во время сна создает максимально безопасные условия для активизации подавленных чувств/проблем/болезней.

По материалам сайта thanatotherapy.ru

Вернуться назад