Культура » Оккультизм

Оккультизм

Во все времена и почти у всех народов были, помимо обычных наук, науки тайные, эзотерические, являвшиеся достоянием немногих избранных, которых принято называть посвященными. Часть этих наук, ставшая достоянием гласности, была систематизирована и получила распространение под названием оккультизма.

Термин.
Слово "оккультизм" происходит от латинского occultus - тайный, темный, сокровенный. Им обыкновенно называют совокупность воззрений, верований, знаний и приемов, относящихся к области таинственных сил природы и человека. Впервые термин "philosophia occulta" был употреблен в XVI веке Агриппою Неттссгеймским. Далее им воспользовались французские розенкрейцеры и мартинисты для обозначения пропагандируемого ими движения (в XIX веке) изучения тайных сил природы и человека. Эти современные, посвященные, в поисках наследников для своих знаний, создали приманку из "тайн", охарактеризовали ее как "высшую науку" и дали ей неопределенное название "Оккультизма". Постепенно искатели и любители углубили и расширили содержание оккультизма, придали ему вид независимой науки и до известной степени освободили его от влияния тех посвятительных центров, которые его породили и претендовали на полное в нем государство. В широком значении слова оккультизм обозначает явления магии, телепатии, астрологии и вообще мало исследованные загадочные явления физической и психической природы. Иногда оккультизм называют также герметизмом, по имени Гермеса Трисмегиста, но обычно название герметической науки чаще всего применяется к алхимии.

Оккультное предание. Введением в оккультизм служит Сокровенная история земли, описывающая четыре расы (Согласно традиции древних египтян человечество делится на четыре расы: красную - сами египтяне, черную - нубийцы, желтую - евреи и белую - либийцы), ход их развития и передачу из поколения в поколение священных тайн, полученных через Великих Божественных Посланников. В сферу этого оккультного предания, помимо рассказов о доисторическом прошлом человечества и некоторых сведений из истории азиатских народов, входит история каббалы и ее носителей, история Греции, главным образом история ее философии, отрывки арабской учености, легенды о жрецах Зороастра, скандинавские саги, апокрифы христианства и творения гностиков.

Из литературы, посвященной оккультному преданию, следует отметить сочинение Сент Ив Дальвейдера "Миссия евреев", к сожалению, до сих пор не переведенное на русский язык (St. Yves d'Alveydre "Mission de Juifs").

Определение
Оккультизм есть учение о скрытой стороне природы и человека постигаемое путем синтеза тайных наук и ведущее через овладение психическими силами к сверхчувственному восприятию, проявлению динамизированной воли и возвышению человека над обыденной жизнью.

В основе современного оккультизма лежит двоякое cтремление человеческой души - верить и знать. Оккультизм стоит на грани между религией и теологией, с одной стороны, наукой и философией - с другой. Оба его направления, религиозно-философское и научное, во многих пунктах близко между собой соприкасаются.

Признавая традиционное учение, полученное путем откровений, за главный источник познания, оккультизм тем самым лишает себя научной почвы и может быть характеризуем как религиозно-философское миросозерцание, вполне догматического, отнюдь не критического характера. Заслуга его только в том, что, провозгласив единство всех религий (теософия), он тем положил начало сравнительному их изучению.

С другой стороны, поскольку оккультизм придерживается современного научного метода, умозаключения и опыта, он может быть охарактеризован как нечто близкое к науке. Об этом втором течении оккультной мысли в настоящее время нельзя сказать последнего слова; несмотря на многие заблуждения и увлечения его последователей, оно способствовало выработке некоторых ценных для дальнейших успехов науки (главным образом, психофизиологии), хотя и не вполне еще доказанных положений (С открытием сферы подсознательного, современная наука вынуждена признать явления, которые еще несколько десятилетий назад насмешливо называли сумасшествием или шарлатанством).

Следует отметить, что интерес к оккультизму и интенсивность оккультных стремлений обратно пропорциональны развитию рационализма и материализма. В истории человеческой мысли можно отметить три эпохи, когда оккультизм «получал первенствующее значение: первые века христианства, эпоха Возрождения (натурфилософия Телезия, Кардиоса и др. ) и настоящее время. Распространение оккультизма знаменует упадок точного знания или неудовлетворенность им.

"Истоки тайноведения" Русский Оккультный Центр

Вернуться назад