Культура » Оккультизм

Оккультизм и спиритизм

Теории оккультистов в основном обычно совпадают с теориями спиритов, поэтому часто спиритизм, как учение о духах умерших и загробном мире (т. е. элементерах и астральной сфере) включают в общее понятие оккультизм. Мы выделяем из спиритизма его практическую часть, известную под именем медиуизма, и относим ее к области колдовских приемов.

Эммануил Сведенборг, развивавший учение о духах и о загробной жизни, может быть назван родоначальником современного спиритизма. Дальнейшими теоретиками спиритизма были так называемые немецкие пневматологи, в особенности И. Г. Юнг-Штиллинг, автор "Теории духоведения" ("Theorie der Geisterkundc"), представляющей первую попытку объяснить отношение человека к миру духов с помощью гипнотизма и дать теорию материализации духов. В XIX в. теоретическую обработку спиритизм получил в сочинениях американца А. Дж. Девиса ("The principles of nature, her divine revelations and a voico to mankind", "The philosophy of spiritual intercurcc" и "The greate harmonia"), и француза Ривеля, более известного под псевдонимом Аллана Кардека, автора книг: "Livre des esprits", "Qu'est ce que le spiritisme", "Le livre de mediume", "L'evangilc suivant le spiritism", в которых дана попытка объяснить со спиритуалистической точки зрения миротворсние, жизнь души, перевоплощение и т. п. Оба они борются, между прочим, с христианским учением о вечной каре для грешников и являются ревностными сторонниками мысли о примирении их, в конце концов, с Творцом. В Англии и Германии спиритизм исследовали Е. Р. Уолэс, Крукс, Цолльнср, Дю-Прель. Крукс производил опыты над изменением веса предметов и выставил для объяснения спиритических явлений так называемую психическую силу, исходящую из медиума или из кружка лиц, присутствующих на сеансе. Эта "психическая сила" тождественна с "одом" барона Рейхенбаха - силою, исходящею не только из человека и животных, но разлитой во всем мире и доступной восприятию ясновидящих (см. его соч. "Untersuchungen uber die Dynamide", "Der sensitive Mensch und sein verhalten zum Od", "Die odische Lohe und einige Bewegungserheinungen").

Цолльнер для объяснения спиритических явлений выставил теорию о четырехмерных разумных существах, воспринимающих пространство в четырех измерениях.

К. Дю-Прель исходит в своем миросозерцании из учения Дарвина о постепенном развитии организмов, о целесообразном приспособлении их путем косвенного подбора к окружающим условиям и о бесконечном разнообразии приспособлений, существующем в мироздании, и приходит к заключению о возможности существования бесконечного множества миров и, между прочим, миров субъективных, т. е. представлений о мирах. Дарвин в учении о человеке, по мне­нию Дю-Преля, односторонне указывает лишь на прошлое человека, между тем как в нем можно найти задатки будущего; они кроются не столько в биологических его свойствах,сколько в психических его проявлениях - в актах сна, но, главным образом, в явлениях сомнамбулизма, когда наблюдается новое, отличное от обычного и во многих отношениях высшее сознание. Это высшее сознание, не имеющее, по-видимому, непосредственной связи с обычным, указывает на существование какого-то неизвестного еще нам носителя душевной жизни, которому Дю-Прсль дает название "трансцендентального субъекта".

"Истоки тайноведения" Русский Оккультный Центр

Вернуться назад