Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Фрезер посвятил этнографическому анализу Ветхого Завета свою последнюю работу, составляющую три тома в 1500 страниц "Folklore in the old Testament", "Studies on the comparative Religion, Legend and Low. London 1919. Тем не менее, он дал разбор только отдельных эпизодов, правда, написанных со свойственной ему блестящей и всеобъемлющей эрудицией. Мы ограничиваемся указанием нескольких ярких примеров из этого и сходных источников, достаточно характерных для понимания магии, встречающихся в текстах Ветхого Завета.
1. В описании жизни Давида есть соблазнительный рассказ, как он, будучи разбойником в пустыне у Мертвого моря, вместе с дружиной своей, собранной из разного сброда, брал дань с соседей скотоводов за то, чтобы не трогать их стад и не обижать пастухов. Когда он потребовал откуп от некого Навала, последний, будучи пьян, насмеялся над требованием. Оскорбленный Давид опоясался мечом, взял с собою четыреста отборных удальцов и пошел на Навала. Авигея, супруга Навала, вовремя успела умиротворить Давида подарками и льстивыми словами, а потом Навал поспешно и очень кстати умер, и Авигея тотчас же собралась и села на осла, и поехала, и сделалась женой Давида. В этом соблазнительном и странном рассказе, похожем на роман Вальтера Скотта из жизни шотландских грабителей скота, проскользнуло место еще более странное. Авигея сказала: "Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узлы жизни у Господа Бога твоего, а душу врагов твоих бросит он как бы пращею". Что это за узел жизни, в котором для охраны завязана душа главного героя рассказа и каким образом можно бросить душу как бы из пращи?
На Целебесе в критические минуты, например, при заразной болезни колдун убирает в мешок души целой семьи, а потом, по миновании опасности, приносит их обратно и раздает собственникам. Шаманы различных народов имеют различные узлы, в которых завязано лечение той или иной болезни. Даже русские знахари имеют такие узелочки, привешенные к божнице как ладанки. Также и в Австралии люди из племени Арунта, тотема дикой кошки, прячут свои души в деревянных чурингах - жужжалках, как бы на хранение, а потом уходят на охоту. Вернувшись, они достают свои души из тайников.
В других местах Библии идет речь о таком уловлении душ, от которого уже не спасет благодатный узел жизни. Так, Иезекииль упрекает еврейских прелестниц, что они уловят в свои покрывала человеческие души, которые не должны умереть, и оставляют жить души, которые не должны жить (Иезекииль XIII, 18). Дело идет о чародейских мешочках, куда души прилетают сами. И пророк собирается вырвать души оттуда и пустить их на свободу. Такая же точно ловля душ свойственна знахарям и знахаркам многих племен. На некоторых тихоокеанских островах колдуны расставляют силки у дома обреченных и таким способом ловят их души. В Западной Африке колдуны ловят души "обреченных болезнью" в капканы, связывают их в пучки и вешают над огнем. От этого душа ссыхается и съеживается. В русской сказке солдат поймал смерть в такой волшебный мешок и повесил ее над огнем, и та ссохлась и съежилась. В чукотско-эскимосских рассказах ловля душ в мешки и сети и сушение их у огня встречается постоянно.
Что касается метания души как будто из пращи, то мы встречаем такое действие в шаманском обиходе различных народов. Душу, похищенную злыми духами и перехваченную шаманом на лету, он с силой отбрасывает в сторону. Она улетает как стрела и впивается в землю.
2. Богоборчество евреев, как известно, начинается с одной темной ночи у брода через речку Иавок. У этой речки некто боролся всю ночь до зари с Иаковом и повредил сустав бедра у него. "И сказал: отпусти меня, ибо взошла заря. И сказал: отныне имя твое будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь" (Бытие XXII, 24). Трудно решить, с кем боролся Иаков. Последняя фраза насчет одолевания человеков вставлена, очевидно, позднейшими толкователями. Едва ли таинственный борец был larbe, спустившийся с небес. Во - первых, larbe нисколько не боится зари, larbe - бог дневной, а не ночной. Во - вторых, бороться с larbe один - на -один Иакову было бы не под силу. Вернее, этот боец попросту был речной бог из потока Иавок. В таком случае богоборчество Иакова становится обычным эпизодом. Так Менелай боролся с Протеем, владыкой тюленей. Так и Геркулес боролся с речным богом Ахелоем, и побежденный Ахелой тщетно вырывался из его могучих рук.
Между прочим, речные боги, как крокодилы, залегают у самого брода. Царь кафров Дингаан, перейдя реку вброд, сжег жертву в огне, потом жертвенным огнем посыпал бегущую воду и тут же приказал воинам напиться воды. Вода, очевидно, была очищена жертвенным углем, остатком жертвоприношения речным богам. Так же и Моисей после истории с золотым тельцом сжег его на огне, и уголь растер в порошок. Этим растертым углем он посыпал воду и заставил евреев тотчас же напиться воды.
3. Убегая от разгневанного Исава, которого он лишил обманом первородства и отцовского благословения, Яков пришел на одно место и остался так ночевать, ибо зашло солнце и стало темно. Он взял камень, положил себе на голову и лег спать прямо на землю. Уснувши, Яков увидел во сне лестницу, стоявшую на земле и касающуюся неба. И ангелы божие восходят и нисходят по ней. Дальше рассказ прерывается, и в него входит обычная стилизация. Larbe стоит на этой лестнице и повторяет данное обещание: "Я дам тебе эту землю и умножу потомство твое как песок земной и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь" и т.д. Это обещание до сих пор совершенно не исполнено, ибо евреев на земле совсем уж не так много, как это обещается в Библии многократно. Потом рассказ возобновляется: Яков пробудился и сказал "Как страшно это место. Это дом Божий, врата небесные". И нарек сему месту имя Бетэль, что значит дом Божий.
Различные народы указывают такие же места входа в другой мир. Это места уныния и страдания, ущелья и повалы, пустынная площадь, усеянная камнями. По большей части это вход в преисподнюю, а не на небеса.
С другой стороны, в разных местах существуют рассказы о лестнице, ведущей с земли на небо. Египетские цари после смерти должны были подниматься с одного неба на другое по веревочной лестнице. Для этой цели в гробницу клали маленькую лесенку. Русская и черемисская лесенки из теста, которые пекутся для покойников на сороковой день, имеют по семь поперечин - по одной поперечине для каждого из семи небес. Племя моигаров в Непале делает для своих покойников лесенки о девяти поперечинах, ибо на Монгарских небесах девять этажей. У других племен покойник восходит на небеса с дымом погребального костра. Солнечный или лунный луч также очень часто служит подъемным средством. Вавилонская башня была такой же попыткой устроить подъем на небеса. Но Бог сошел посмотреть на постройку, сильно испугался и сказал: "Вот что начали они делать и не отстанут от того, что задумали. Сойдем же и смешаем их язык так, чтобы они не понимали друг друга. И рассеял их Господь, и перестали они строить город". Точно так же у негритянского племени на острове Фернандо-По у берега Западной Гвинеи была в прошлом такая же лестница с земли до неба. Какой-то мальчишка стал взбираться наверх. Мать его погналась за ним. Тогда боги, испугавшись, что матери с детьми наводнят небеса, опрокинули лестницу и сбросили ее вниз. В русской сказке старик со старухой взбираются на небеса по длинному стеблю гороха. Племя Торадора на Целебесе взбирается по вьющейся лиане. Замечательно, что лестницей повсюду служит не высокое, крепкое дерево, а именно слабое и ломкое вьющееся растение.
4. Самсон, точнее Шимшон, - буквально "подобный солнцу" (Шамашу), - был судьей в Израиле, но в писании не указано, кого и как судил Самсон. Этот еврейский Геркулес отличался не знанием судебных обычаев, а сверхъестественной силой и неукротимой храбростью. Он водился с блудницами и женами легкого поведения и погиб от жены. Самсон был назорей, от роду не стриг волос и бороды. Сила его заключалась в волосах, и когда Далила остригла ему буйные космы, сила отступила от него и филистимляне захватили его в плен. Но потом волосы стали расти и сила опять вернулась к нему. С другой стороны, солнцеобразный Самсон и сам есть бог Солнца, и его отрезаемые и вновь вырастающие волосы - это, очевидно, солнечные лучи, а с другой стороны, в легендах различных народов встречается мотив богатырского могущества и силы, соединенных с неостриженными волосами.
На малайской Инсулине (островная Индия, принадлежащая Голландии) стрижка волос считается магическим средством, ослабляющим крепость остриженного и дающим колдовской перевес тому, кто сумел остричь своего противника. Здесь напрашивается на сравнение русское выражение "околпачили" - обманули, использовали в своих интересах, - берущее свое начало от горшка-колпака, которым в старину пользовались при стрижке. Сюда же относятся неостриженные кудри германских королей и знатных людей в противоположность бритой голове рабов ("забрили лоб" - связали волю). Бритые волосы у раба означают лишение силы и самостоятельности.
Нестриженные, длинные волосы священников и шаманов имеют еще и другое значение, хотя, кажется, это объяснение можно распространить и на всех длинноволосых. Шаманы и колдуны у множества племен проявляют в той или иной степени половую превращаемость. Якутский шаман для шаманского действия надевает женский сангаян. Половое превращение у шаманов чукотских и коряцких заходит весьма далеко. Одним из наиболее заметных признаков такого превращения являются у мужчин - шаманов длинные волосы, распущенные по плечам или заплетенные в косу. Иисус Христос, как сказано в Евангелии, был назорей, о назореях же сказано в Библии: "И бритва не коснется головы его, ибо сей будет назорей Божий" (Суд. XIII, 5). Поэтому традиционный образ Иисуса Христа имеет волосы, распущенные по плечам.
5. Благочестивые евреи, как известно, строго соблюдают кухонно - столовое табу: "Не смешивайте мяса с молоком и молочными продуктами". Это запрещение составляет вариант и расширение другого библейского табу: "Не вари козленка в молоке его матери". В еврейском обиходе существует целый ряд кухонно - столовых табу. Таковы:
Перечитывая Библию, мы видим, что запрет о матери козленка повторяется несколько раз. (Исход XXIII, 19; XXXIV, 27. Второзаконие XIV, 21). Мало того, он входит как десятая заповедь в древнейший свод десяти божественных заповедей. Таким образом, возникает вопрос, откуда же этот странный и настойчивый запрет варить козленка в молоке его матери?
Для того чтобы его объяснить, надо проанализировать обычаи пастушеских народов относительно молока, составляющего их главную пищу. Мы видим вообще, что номады склонны считать молоко почти волшебным и, во всяком случае, весьма чувствительным продуктом. У целого ряда племен существует запрет вообще кипятить молоко, так как от этого портится вымя коров, а стало быть, страдает их молочность. Молоко продолжает сохранять симпатическую связь с выменем, давшим его людям.
Это библейское запрещение подтверждает, что евреи были некогда пастушеским народом и что мелкий скот, в частности козы, преобладал у них над крупным. Далее, так как запреты, аналогичные еврейским, в огромном большинстве встречаются в Африке, то устанавливается, быть может, этногеографическая связь между номадами еврейскими и хамито-негритянскими в восточной и центральной Африке.
6. В описании чудес пророка Елисея рассказан нижеследующий любопытный эпизод. Елисей даровал хозяйке своей, сонамитянке, пожилой и бездетной, в награду за гостеприимство, - беременность и сына. Построение рассказа сходно даже в мелочах с такой же беременностью, которую Бог даровал Саре тоже в награду за гостеприимство, поев ее телятины. Через несколько лет у осчастливленной сонамитянки умирает ребенок, и в полном отчаянии она обращается к Елисею и увлекает его в свой дом уговорами, слезами и даже прямым насилием. Дальше начинается сцена оживления мальчика. Елисей пробует сначала оживить ребенка возложением своего жезла. Но пробуждение не удается. Тогда Елисей прибег к решительным мерам: "И поднялся и лег на ребенка и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням и простерся на нем и согрелось тело ребенка. И встал и прошелся по горнице вперед и назад, потом опять простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь и открыл ребенок глаза свои" (4 Царств IV, 31 - 35).
В этом поразительном рассказе есть элементы искусственного оживления - которое у разных народов является средством народной медицины и позаимствовано ученой медициной сравнительно недавно, - и также элементы шаманства. Такое же чудо и с теми же приемами произвел над умершим отроком и пророк Илья, учитель Елисея. В евангелиях воскресение дочери Ианровой Иисусом описано с некоторыми сходными подробностями (Матф. IX, 18; Марк V, 35; Лука VIII, 49).
7. Боги различных округов и племен ведут непрерывную борьбу за господство и власть. Племенные цари поддерживали этих богов, а боги поддерживали царей. Так, Меша, царь моавитский, в надписи на каменной стеле (таблице), найденной в Палестине, говорит: "Я воздвиг эту высоту в честь Хамоса, ибо он спас меня от всех царей и дал мне наслаждение видеть гибель всех моих ненавистников". В Библии об этом же Меше рассказано, что, будучи осажден израильтянами в крепости Кир-Харешете, после неудачной вылазки, он взял своего первенца и вынес его на всесожжение на стене (4 Царств. 3, 27). Это произвело большое негодование у израильтян, и они отступили от него. Таким образом, человеческое всесожжение Меши не осталось напрасным и, как видно, даровало ему победу над осаждавшими израильтянами. Их негодование прибавлено позднее для самоутешения.
Израильтяне постоянно заключали со своим богом Иеговой договоры о взаимной поддержке. Торжественное всесожжение при этом играет выдающуюся роль. Так, Соломон, построив храм Larbe, совершил такое всесожжение и вознесение мирных жертв, что медный жертвенник, который был перед Господом, оказался мал для всего приношения. После этого удовлетворенный Larbe явился к Соломону и сказал: "Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил меня".
Также и в человеческих всесожжениях перед Larbe недостатка не было. Larbe, как известно, отменил жертвоприношения первенцев в первый раз в истории с Авраамом и Исааком, а во второй раз при 12 казнях египетских, во время исхода евреев. Но вместо всесожжения своих осталось всесожжение врагов (имеется версия, что прежде чем принести врагов в жертву, над ними совершалось обрезание).
При Иеровоаме человек Божий подошел к жертвеннику и сказал к нему слово Господне: '"Жертвенник, жертвенник, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников, совершающих курение и человеческие кости сожжет на тебе" (3 Царств XIII, 2). Это предсказание исполнилось в последние годы иудейского царства. "И заколол (Иосия) всех жрецов высот и кости человеческие сжег на жертвенниках" (4 Царств, XXIII, 20). Таким образом, заключительный акт благочестия израильских и иудейских царей во славу Larbe состоял в сожжении на жертвеннике человеческих жертв.
В. Г. Богораз-Тан. Христианство в свете этнографии. Госиздат: 928. Москва-Ленинград.
«Истоки тайноведения» Русский Оккультный Центр