Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Колдовство с точки зрения современной науки определяется как псевдоискусство вступать в сношение с духами или демонами и при помощи их вызывать разные сверхъестественные явления и предсказания будущего. Исследователи этого вопроса утверждают, что вера в колдовство коренится, прежде всего, в сознании человеком беспомощности и хрупкости своего существования, в связи с непониманием причинности явлений и законов природы. Первобытный человек видел в природе совокупность человекообразных духов, живущих и действующих по образу и подобию человеческому. Колдун - избранник и любимец духов - самое могущественнейшее лицо в первобытном мире. Он спасает от злых духов болезни, заговаривает оружие, дает удачу на охоте, угадывает прошлое и будущее; открывает воров. Но он может также причинить неисчислимые бедствия - вызвать бурю, наводнение, засуху, падеж скота, смертельную болезнь, убить на расстоянии и т. п. У первобытных народов мы находим уже законченный цикл средств и методов колдовства, которые с поразительным однообразием встречаются и позднее у культурных народов.
На первом плане выступают духи-покровители данного лица. По большей части это те или другие животные, души которых являются исполнителями воли избранника, они изгоняют из тела злого духа, исполняют далекие поручения и помогают во всех делах. За ними идут души умерших людей, вызываемые для советов, предсказаний будущего и помощи (некромантия) и, наконец, души самых различных неодушевленных и отдельные части одушевленных предметов. Отсюда всевозможные фетиши и амулеты. Немалое значение имеют также сновидения, заклинания, заговоры, разные способы гадания. У культурных народов древности мы видим те же приемы колдовства, что у первобытных народов, только более выработанные. Египетские папирусы содержат формулы заговоров, которые "заграждают пасти львов, гиен, волков... равно как уста людей, имеющих злые лица, парализуя их члены", далее имеются формулы заклинания богов их мистическими именами.
Классической страной колдовства, создавшей из него целую науку, была Халдея, по имени которой (земля Калду) оно и называется до сих пор. Колдовство часто связывают с вавилонской магией. Оно известно у древних евреев. Во Второзаконии мы читаем: "Да не будет среди вас ни заклинателей, ни колдуний, ни лиц, вопрошающих семейных духов, или кто был бы магом и некромантом". Колдовство преследовалось строжайше и каралось сожжением. После пленения, вероятно под влиянием ассиро-вавилонским, у евреев выработалась сложная система магии, которая затем перешла в Грецию, Рим и средневековую Европу.
О существовании колдовства в древнейшую пору Греции свидетельствуют эпические поэмы и многочисленные мифические сказания. Сыновья Автолика заговаривают раны Одиссея; волшебница Цирцея обращает спутников Одиссея в свиней питьем, изготовленным из особых трав, и прикосновением жезла. К божествам, покровителям колдовства, относятся: Гермес, владеющий волшебным жезлом и разрушающий при помощи волшебного растения чары Цирцеи; Геката, отождествляемая с Персефоной и Артемидой и призываемая ворожеями, как богиня подземного царства, ночи, таинственных призраков и заклинаний; фригийская Кибела, жрецы которой (корибанты и куреты) занимались изготовлением волшебных снадобий и зелий.
Были целые семьи колдунов (Иамиды в Элиде, Теллиады в Акарнании), а также общество занимавшихся волхованием - Сивилл, Орфеотелестов, Агиртов, Менагиртов, Метрагиртов. Сюда же можно отнести пеструю толпу колдунов, известных в грекоримском мире под общей кличкой магов, халдеев, вавилонян, математиков, тауматургов, теургов, жрецов Изиды и пр., в лучшей части общества имевших репутацию шарлатанов. У некоторых племен искусство колдовства получило специальное развитие, сюда относятся: колхи, фессалийцы, этруски, сабиняне, марсийцы. Средствами колдовства служили заклинания, нередко состоявшие из набора непонятных слов, затем травы, которым приписывалась волшебная сила, камни (аэролиты или обыкновенные камни, вырытые на священных участках), талисманы, амулеты, кольца, волшебные узлы, венки, части тела различных животных (например, лягушки, вертишейки) и пр. Вера в дурной глаз была весьма распространена в древности; против дурного глаза существовали особые заговоры и амулеты. В большом употреблении были также приворотные снадобья, которыми пользовались при неудачной любви.
В Индии с древнейших времен колдовство играло такую же роль и применяло те же методы, что и в передней Азии. Памятники санскрита полны формулами заклинаний, заговоров и т.п. Носителем колдовства в северной и восточной Азии было шаманство. Мусульманский мир заимствовал колдовство в выработанной форме из магических систем евреев, греков и вавилонян. Средневековая Европа к наследству древнего Востока прибавила теургию неоплатоников, практическую каббалу евреев и приемы, оставшиеся от язычества. Под влиянием католической церкви колдовству было навязано сатанинское происхождение, и сам колдун оказался связанным договором крови с дьяволом. Вместе с колдунами средневековая инквизиция преследовала и ведьм, обвиняя их в сношениях с Люцифером, полетах на шабаш, вызывании засухи, падежа скота, людского мора, порчи, наваждения, бесплодия и т.п.
Одним из самых действительных средств считалась порча, состоявшая в том, что над восковым изображением человека проделывали все то, что желательно было причинить тому или другому лицу. Против козней колдовства была изобретена масса средств - амулеты, заклинания, заговоры. Известны страшные преследования, которым подвергались ведьмы и все, заподозренные в общении с дьяволом, начиная с XIII в. и кончая XVIII в. Они вызывались верой в силу колдовства и в реальное зло, которое возможно причинить манипуляциями этого искусства. В одной Шотландии в течение XVII в. было сожжено за колдовство не менее 3.000 человек. Рост просвещения положил конец преследованиям за колдовство. В массах населения вера в колдовство еще живет во множестве обрядов и поверий.
Следует сказать, что, помимо магии, следует отличать от колдовства гадание, знахарство, ведовство и волшебство (кудесничество). Так, колдун может заниматься гаданием, но гадание не есть колдовство, равным образом это можно сказать и о знахарстве, содержание которого мы относим к русской народной медицине. Знахарство включает в себя заговоры (внушение), пользование различными травами (траволечение), костоправство (устранение вывихов), повивальные приемы и т.п. Колдун может быть знахарем, но знахарство в целом не входит в состав колдовства. Ближе к колдовству стоит ведовство, понимаемое как ведение (восприятие шестым чувством) вещей недоступных обыкновенному человеку. Ведуном до известной степени будет ясновидящий, разбирающийся в своих ведениях, типичным ведуном будет маг, развивший способность экстериозироваться и через это пополняющий свои знания о мире и человеке. Ведуном в полном смысле этого слова является эзотерик, широко пользующийся преимуществами своего посвящения. Колдун может быть частично ведуном, или путем развития своих психических сил, или с помощью духов, покровительством которых он пользуется.
Волшебство, типичными примерами которого являются сеансы массового гипноза, материализации духов, аппорта и им подобных феноменов, определяется нами как уменье пользоваться астральными токами для демонстрации сверхъестественных явлений. Волшебство более доступно опытному магу, чем колдуну. Таким образом, колдун может быть волшебником, но волшебник колдуном может и не быть. И гадания, и знахарство, и ведоводство, и волшебство, и, как уже было сказано, колдовство могут быть окрашены различными этическими мотивами, а потому проявляться или как добро, или как нечто нейтральное.
В заключение следует сказать, что если один человек может быть одновременно и гадателем, и колдуном, и знахарем, а может быть даже и волшебником, то это не значит, что он не может пользоваться одновременно и некоторыми чисто магическими приемами. Колдуны в большей или меньшей степени бывают магами, а маги иногда колдунами.
«Истоки тайноведения» Русский Оккультный Центр