Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
В древнем охотничьем быту нет правильности, системы, иерархии, господствует случай, то внезапная удача, то неожиданная гибель. Можно сказать, весь мир полон чудес и неограниченных возможностей. Все одушевлено, во всех вещах и живых существах есть духи, похожие на того духа, который сидит в человеке, который колотиться в его сердце, направляет верную стрелу в страшного зверя, покидает человека во время сна и смерти.
Как в быту человека нет подчинения какой-либо высшей группе, так и в его сознании жизни окружающей природы нет понятия о верховной инстанции. Некому жаловаться, некого просить о помощи, но некого и чрезмерно бояться. Надо вскормить свой собственный дух, развить свое искусство и мастерство, вобрать в себя постороннюю силу, призвать в свое тело других духов, стать сильнее всех остальных или, по крайней мере, с сильными сравняться.
Отсюда в обиходе человека вырабатывается система волшебных приемов, своя физика, химия, медицина, на три четверти фантастическая, но вместе с тем заключающая в себе и реальные наблюдения над природой: старинный охотник знал травы и снадобья, знал способы лечения, из которых многое потом забылось. Напомню, что о хинной корке, как средстве против лихорадки, европейцы узнали от краснокожих дикарей Америки, сохранивших это лекарство от древних времен. Лечение лихорадки для старинного человека стояло наряду с другими делами, от которых люди впоследствии отказались, например, делать погоду, убивать своего врага на расстоянии жестом руки или таинственным словом, переноситься в другой мир и обратно.
Необходимо помнить, что быт и мировоззрение современных дикарей лишь отдаленно рисуют нам духовный облик старинного человека. Наше представление о нем с неизбежностью остается весьма неясным. А между тем поразительно, до какой степени глубокий след в позднейшей культуре оставило старинное мировоззрение. Стоит присмотреться к такому позднему произведению тонко развитого литературного творчества, как Евангелие. Там несколько раз говорится о бесноватых, одержимых злыми духами. Крайне любопытен рассказ о тех двух бесноватых, в которых сидел целый легион духов, изгнанных Спасителем и направленных в стадо свиней. Не менее интересен другой эпизод - как бес, сидящий в больном, разговаривает с Иисусом, как Спаситель изгоняет его простым названием по имени, причем только он один, целитель, знает это таинственное имя. Евангелист нашел нужным вплести понятие и способы колдовства стариннейшего века в свою биографию великого основателя христианской общины.
Идея богочеловечества, составляющая центральное положение христианского символа веры, ведет свое начало из первобытной эпохи. В последующей религиозной системе оно носит характер нисхождения бога на землю, его воплощение, его странствование и вознесение на небо. Но можно заметить, что перед нами - позднейшая, переделанная редакция старинного мифа, имевшего другой вид: раньше рассказывали не о богочеловеке, а о человекобоге, т. е. человеке необычайном, чудодейственной силы, который улетел на небо. Целый ряд легенд греческих, римских, индейских указывает на эту старинную редакцию. У греков Геракл возносится на небо после жизни, исполненной подвигов; у римлян Ромул, основатель Рима, во время бури внезапно исчезает, как бы подхваченный вихрем; в ветхозаветной книге Бытия говорится о блаженном Енохе, унесенном на небо. Во всех этих рассказах человек обожествляется, присоединяется к великим небесным богам, но таковы именно позднейшие прибавления и пояснения. Первоначально в основе лежала вера в божественные необыкновенные силы человека.
В таком виде сохранился миф о человекобоге у колумбийского племени улинкитов. Рассказ не имеет священного значения: скорее он похож на роман фантастического и отчасти шутливого характера. Герой повести, Ельх, часто принимает вид ворона. О его рождении рассказывается как о непорочном зачатии. Всех старших братьев его убил злой дядя, брат матери; по совету старца женщина проглатывает разгоряченный камень и родит героя. Дядя пытается убить Ельха, бросает его в море, но тот спасается на челноке и поднимает в свою очередь потоп, от которого гибнет злодей и все тогда жившие люди. Сам Ельх и его мать обращаются в воронов, улетают вверх, прицепляются к небесному своду и дожидаются там, пока не кончится потоп. Среди похождений героя есть рассказ о том, как он решил похитить светила небесные у хитрого и могущественного вождя, который держит звезды в трех сундуках под хорошим запором, оберегая вместе с тем и свою красивую дочь. Для того чтобы проникнуть к девушке, сверхчеловек превращается в соломинку и прилипает к чаше, из которой она пьет. Проглотив соломинку, она родит сына, т. е. возрождает Ельха, который и похищает светила у своего деда.
Сказка улинкитов превосходно отражает старинное мировоззрение. Она вместе с тем дает понятие о том, как первобытные люди мыслят смерть и потусторонний мир. Если применять наши выражения, они считают человека бессмертным. Но если человек бессмертен в принципе, куда же делись люди прежних времен. Первобытный человек находит ответ в превращениях в зверя и птицу, (странствования души из тела в тело).
Так же как у старинного человека нет представления о смерти в виде резкого акта, обрывающего видимую жизнь, нет у него и другого представления - о потустороннем мире, недоступном для живых. Этот мир вовсе не кажется далеким и отрезанным от видимого здешнего. Человек может не раз побывать там и вернуться обратно: он туда летает во сне или находясь в обмороке. Трудно сказать, где кончается один мир и начинается другой: две области, видимой и невидимой жизни, сплелись между собою, входят одна в другую.
Древнейший период человеческой культуры оставил глубокие следы, доходящие до нашего времени. Он завещал нам свои сказки, легенды, мифы, новеллы, романтические сюжеты. От него осталось то, что мы называем искусством для искусства, осталось фантазерство, артистические наклонности, и вера в бессмертие человеческой личности. Эта вера есть живой обломок исчезнувшего мировоззрения, когда человек искренне считал себя чудодеем.
Р. Ю. Виппер. Судьба религии. 921 Берлин-Петербург
«Истоки тайноведения» Русский Оккультный Центр