Культура » Живопись

Абстрактный экспрессионизм

Л.Попова «Предмет из красильного магазина». 1914
Л.Попова «Живописная архитектоника». 1918
М.Ротко «Сиреневый обряд». 1945
М.Ротко «Без названия (Подземка)». 1937
Куннинг «Без названия». 1958
Куннинг «Две фигуры в ланшафте». 1968

Абстрактный экспрессионизм - направление американской живописи, возникшее в Нью-Йорке в 1940-х гг. Основополагающим в этом течении была спонтанность живописного метода, способного освободить и запечатлеть образы подсознания. Внутри течения не было единообразия, т. к. некоторые художники стремились к чистой абстракции, а кто-то сохранял в своих произведениях биоморфные формы (представители: Дж. Поллок, М. Ротко, В. де Куннинг).

Попова, Любовь (1889-1924)
Русская художница и дизайнер, представительница русского авангарда.
Училась в Москве в студиях С. Ю. Жуковского и К. Ф. Юона, потом в студии «Башня» одновременно с В. Е. Татлиным, в 1913 г. в Париже посещала академию «Ля Палетт», возглавляемую видными теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метценже. Дитя своего времени, она прошла весь путь русского авангарда, последовательно пробуя силы в кубизме, футуризме, супрематизме и конструктивизме. Увлеченная личность и одаренная художница, Попова работала в станковой живописи, книжной графике, в послереволюционные годы занялась промышленным искусством: плакатом, и в последние годы текстильным дизайном. Она участвовала в многочисленных авангардистских выставках «Трамвай», «0,10», «Магазин», оформляла спектакли в театре В. Э. Мейерхольда и преподавала во ВХУТЕМАСе.
Стиль художницы представляет собой своеобразный синтез кубизма с традициями русской иконописи и итальянского искусства Возрождения. Какие бы направления или течения не увлекали ее, стремление к классическим канонам и мерам остается незыблемым. Созданная под влиянием искусства К. С. Малевича серия «Живописные архетектоники» (1916-18), трансформировавшаяся в 20-е гг. в живописные конструкции и пространственно-силовые построения определена поиском художницей вселенских законов бытия и гармонии и распространением их на все области искусства

Другие картины:

  • Портрет философа. 1915
  • Динамическое построение. 1919
  • Скрипка. 1915
  • Пространственно-силовое построение, 1921

Ротко, Марк (1903-1970)
Американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма.
Уроженец России, чья семья эмигрировала в США в 1913 г. После недолгого пребывания в Йельском университете, Ротко в 1923 г. переехал в Нью-Йорк, где поступил на учебу в Лигу искусств, в мастерскую Макса Вебера. 1930-40-е гг. в творчестве художника прошли под знаменем увлечения экспрессионизмом и сюрреализмом, в немалой степени способствуя выработке собственного стиля Ротко. Примерно с 1947 г. он начал писать картины, где большие прямоугольники располагались параллельно друг другу, обычно в вертикальном положении. Эти странные полотна создавали ощущение покоя и сосредоточенности и выражали таким образом самые понятные и одновременно сложные категории - трагедия, судьба, смерть. На волне интереса к абстрактному искусству картины Ротко стали необыкновенно популярны и принесли автору известность и признание. В 1961 г. в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла персональная выставка художника, подтвердившая его статус мэтра. Несмотря на внешнее благополучие в творчестве Ротко начинают преобладать мрачные тона, отражающие склонность к депрессиям. Одной из последних работ художника стала серия картин, изображающая совершенно черные абстрактные фигуры на фоне серого незагрунтованного холста. В итоге тяжелое душевное состояние привело художника к самоубийству.

Другие картины:

  • Призыв к архаике. 1944
  • Композиция. N21. 1939
  • Погребение, 1. 1946

Куннинг, Виллем де (1904-1997)
Американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма.
Уроженец Нидерландов, Куннинг прославился как американский художник, занявший ведущее место в одном из ярких явлений американского искусства - абстрактном экспрессионизме. В 1926 г. он беглым эмигрантом приехал в Америку и обосновался в Нью-Йорке. Знакомство в 1929 г. с художником Аршилом Горки вводит Куннинга в круг художников авангардистского толка. Он отходит от традиционной манеры письма ранних работ и начинает экспериментировать в области беспредметной живописи. Итогом многолетних поисков художника стала персональная выставка в 1948 г. в Игэн-галлери. Термин «абстрактный» не совсем точно отражает характер его искусства. Несмотря на жесткую, часто черно-белую, живописную манеру, художник никогда не уходил в чистую абстракцию. Скорей его текучие биоморфные формы близки сюрреализму с его автоматическим письмом и интуицией. Что он наглядно доказал в самом известном своем цикле работ «Женщины» (1950-52), представленном на третьей персональной выставке художника в 1953 г. и приведшим в уныние поклонников абстракционизма. С 1969 г. Куннинг обратился к скульптуре, делая вначале модель из глины и отливая ее впоследствии в бронзе. Он был необычайно трудоспособный, пока болезнь Альцгеймера не заставила художника бросить свое любимое занятие.

Другие картины:

  • Композиция. 1955
  • Визит. 1966-67
  • Женщина. 1944
  • 4 июля. 1957

Вернуться назад