Культура » Живопись

Барокко

И.Я.Вишняков «Портрет С.С.Яковлевой». 1756
И.Я.Вишняков «Вильгельм Георг Фермор». 1750-е
И.Я.Вишняков «Сарра Элеонора Фермор». Ок.1750
Д. да С. Веласкес «Сдача Бреды». 1635
Д. да С. Веласкес «Пряхи». Ок.1657
П.П.Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа». Ок.1618
П.П.Рубенс «Суд Париса». Ок.1639

Барокко (итал. barocco, буквально - причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 - середины 18 вв. барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность- с фантазией, религиозная аффектация - с подчеркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.(Представители: Гверчино, О.Джентилески, П.П.Рубенс, А.Ван Дейк, Д.Веласкес, Х.Рибера, Ф.Сурбаран, И.Вишняков, А. Антропов)

Вишняков, Иван Яковлевич (1699-1761)
Русский художник эпохи Барокко, мастер портрета.
Учился у французского живописца Луи Каравакка, который был художником при царском дворе. В 1730-е г. работал в Живописной команде Канцелярии от строений под руководством А. М. Матвеева, после смерти которого возглавил ее в 1739 г. К сожалению, из обширного наследия художника до нас дошли лишь портреты. Среди них - наиболее известные портреты брата и сестры Фермор, Вильгельма Георга (1758-61) и Сарры Элеоноры (ок. 1750), отличающиеся особой поэтичностью в изображении детей.
Вишняков был мастером психологической характеристики, тонко и бережно передавая индивидуальные особенности своих персонажей, все оттенки обуреваемых их чувств (портрет князя Ф. Н. Голицына, 1760). Не меньшее внимание художник уделял и нарядам своих моделей. С предельной точностью передавая фактуру тканей и кружев, мастер в полной мере реализовал свой колористический и декоративный дар. В своем искусстве Вишняков сочетал традиции парсуны допетровской эпохи (пристальное внимание к деталям) с реалистическими тенденциями голландских мастеров, творчество которых получило широкое распространение в петровское время. Сумев подняться над мишурой и манерностью придворного барокко, художник создал маленькие шедевры, очаровывающие нас удивительным проникновением во внутренний мир портретируемого.

Другие картины:

  • Императрица Елизавета Петровна. 1743
  • Портрет М. С. Яковлева. 1756
  • Портрет И. Н. Козарева. Ок. 1759

Веласкес, Диего да Сильва (1599-1660)
Испанский художник эпохи Барокко.
Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого он был женат. В1622 г. приехал в Мадрид, где его заказчиком и покровителем стал граф Оливарес. По ходатайству всесильного министра в 1623 г. был назначен придворным художником: этот пост Веласкес занимал до конца жизни. В 1659 г. Филипп IV пожаловал мастеру личное дворянство. Творчество Веласкеса - вершина испанской живописи XVII в. Его могучий реализм, глубокое и многоплановое восприятие человеческой личности оказали огромное влияние на все последующее мировое искусство. Художник писал картины на мифологические («Кузница Вулкана», 1630) и исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, пейзажи и жанровые зарисовки («Триумф Вакха», 1628), превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников.
Веласкес был великим портретистом. Им написан целый ряд портретов короля, его семьи, испанской знати, придворных шутов, в каждом из которых он сумел угадать и ярко и правдиво передать основные черты характера. Одной из вершин портретного мастерства Веласкеса стал знаменитый «Портрет папы Иннокентия X», написанный в Риме в 1650 г. В последние годы жизни Веласкес создал две самые прославленные свои картины - «Пряхи» (1657) и «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) - своеобразный творческий отчет мастера о своей профессии живописца.

Другие картины:

  • Кузница Вулкана. 1630
  • Менины. 1656
  • Конный портрет графа Оливареса. 1634
  • Мария Тереза Испанская. 1652

Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)
Фламандский художник эпохи Барокко, глава фламандской школы.
Рубенс - величайшая фигура в искусстве XVII в., с творчеством которой связано становление фламандской национальной школы живописи. Получив прекрасное гуманитарное образование, он учился живописи в Антверпене у A. Ван Норта и О. Вениуса. С 1600 г. стал придворным художником мантуанского герцога B. Гонзаго, работал по всей Италии и изучал и копировал творения старых мастеров. В 1608 г. вернулся на родину, с 1609 г. работал при дворе испанских правителей Южных Нидерландов. Возглавлял огромную мастерскую в Антверпене, которую можно уподобить прекрасно организованной художественной Академии.
Творческий диапазон Рубенса огромен: исторические и мифологические сюжеты, темы Ветхого и Нового Завета, аллегории, бытовой жанр, пейзажи и портреты. Его богатое, сочное искусство отражает полнокровное восприятие жизни, преклонение перед чувственной красотой человека, восхищение стихийной силой и изобилием природы. Художник далек от классических античных канонов, творя мир образов, оглушающих мощным напором живой реальности. Вершиной творческого наследия
Рубенса является портрет, где он создал новый жанр - парадный барочный портрет, подчеркивающий социальный статус модели и сохраняющий при этом полноту жизненного мироощущения и достоинство человеческой личности.

Другие картины:

  • Персей и Андромеда. 1620-21
  • Союз Земли и Воды. Ок. 1615
  • Три грации. Ок. 1638-40
  • Шубка. Ок. 1630-40
  • Сад любви. Ок. 1638
  • Охота на кабана. 1615

Вернуться назад