Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Барокко (итал. barocco, буквально - причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 - середины 18 вв. барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность- с фантазией, религиозная аффектация - с подчеркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.(Представители: Гверчино, О.Джентилески, П.П.Рубенс, А.Ван Дейк, Д.Веласкес, Х.Рибера, Ф.Сурбаран, И.Вишняков, А. Антропов)
Вишняков, Иван Яковлевич (1699-1761)
Русский художник эпохи Барокко, мастер портрета.
Учился у французского живописца Луи Каравакка, который был художником при царском дворе. В 1730-е г. работал в Живописной команде Канцелярии от строений под руководством А. М. Матвеева, после смерти которого возглавил ее в 1739 г. К сожалению, из обширного наследия художника до нас дошли лишь портреты. Среди них - наиболее известные портреты брата и сестры Фермор, Вильгельма Георга (1758-61) и Сарры Элеоноры (ок. 1750), отличающиеся особой поэтичностью в изображении детей.
Вишняков был мастером психологической характеристики, тонко и бережно передавая индивидуальные особенности своих персонажей, все оттенки обуреваемых их чувств (портрет князя Ф. Н. Голицына, 1760). Не меньшее внимание художник уделял и нарядам своих моделей. С предельной точностью передавая фактуру тканей и кружев, мастер в полной мере реализовал свой колористический и декоративный дар. В своем искусстве Вишняков сочетал традиции парсуны допетровской эпохи (пристальное внимание к деталям) с реалистическими тенденциями голландских мастеров, творчество которых получило широкое распространение в петровское время. Сумев подняться над мишурой и манерностью придворного барокко, художник создал маленькие шедевры, очаровывающие нас удивительным проникновением во внутренний мир портретируемого.
Другие картины:
Веласкес, Диего да Сильва (1599-1660)
Испанский художник эпохи Барокко.
Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого он был женат. В1622 г. приехал в Мадрид, где его заказчиком и покровителем стал граф Оливарес. По ходатайству всесильного министра в 1623 г. был назначен придворным художником: этот пост Веласкес занимал до конца жизни. В 1659 г. Филипп IV пожаловал мастеру личное дворянство. Творчество Веласкеса - вершина испанской живописи XVII в. Его могучий реализм, глубокое и многоплановое восприятие человеческой личности оказали огромное влияние на все последующее мировое искусство. Художник писал картины на мифологические («Кузница Вулкана», 1630) и исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, пейзажи и жанровые зарисовки («Триумф Вакха», 1628), превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников.
Веласкес был великим портретистом. Им написан целый ряд портретов короля, его семьи, испанской знати, придворных шутов, в каждом из которых он сумел угадать и ярко и правдиво передать основные черты характера. Одной из вершин портретного мастерства Веласкеса стал знаменитый «Портрет папы Иннокентия X», написанный в Риме в 1650 г. В последние годы жизни Веласкес создал две самые прославленные свои картины - «Пряхи» (1657) и «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) - своеобразный творческий отчет мастера о своей профессии живописца.
Другие картины:
Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)
Фламандский художник эпохи Барокко, глава фламандской школы.
Рубенс - величайшая фигура в искусстве XVII в., с творчеством которой связано становление фламандской национальной школы живописи. Получив прекрасное гуманитарное образование, он учился живописи в Антверпене у A. Ван Норта и О. Вениуса. С 1600 г. стал придворным художником мантуанского герцога B. Гонзаго, работал по всей Италии и изучал и копировал творения старых мастеров. В 1608 г. вернулся на родину, с 1609 г. работал при дворе испанских правителей Южных Нидерландов. Возглавлял огромную мастерскую в Антверпене, которую можно уподобить прекрасно организованной художественной Академии.
Творческий диапазон Рубенса огромен: исторические и мифологические сюжеты, темы Ветхого и Нового Завета, аллегории, бытовой жанр, пейзажи и портреты. Его богатое, сочное искусство отражает полнокровное восприятие жизни, преклонение перед чувственной красотой человека, восхищение стихийной силой и изобилием природы. Художник далек от классических античных канонов, творя мир образов, оглушающих мощным напором живой реальности. Вершиной творческого наследия
Рубенса является портрет, где он создал новый жанр - парадный барочный портрет, подчеркивающий социальный статус модели и сохраняющий при этом полноту жизненного мироощущения и достоинство человеческой личности.
Другие картины: