Культура » Живопись

Возрождение

Мазаччо «Возрождение Тавифы». Фреска
Фра Ф.Липпи «Портрет старика». Ок.1485
А.дель Кастаньо «Св.Юлиан со спасителем». Фреска. Ок.1455
П.Уччелло «Битва Св.Георгия с драконом». 1450-е
Анджелико «Благовещение»(фрагмент). 1438-1445
С.Боттичелли «Весна»(фрагмент). 1477-1478
П. делла Франческа «Бичевание Христа». Ок.1455-1465
Ж.Фуке «Портрет Гоннеллы, менестреля из Феррары». 1440-1445
Н.Хиллиард «Королева Елизавета Богемская». Миниатюра. 1605-1610
Л.Моралес «Се Человек»
И.Патенир «Пейзаж с Хароном». 1521

Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento, эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии 14-16 вв., в других регионах - конце 15-16 вв.), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светских тенденций, гуманистическим в своей основе мировоззрением, обращением к античному культурному наследию, своего рода "возрождению" его. В архитектуре и изобразительном искусстве эпохи Возрождения, пронизанных пафосом утверждения красоты и гармонии мира, верой в творческие возможности человека, открытие чувственного богатства и многообразия окружающей действительности сочеталось с ее аналитическим изучением, разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д.

С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии, в ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 - 1-я четверть 16 вв.), Позднее Возрождение (16 в.). В эпоху Раннего Возрождения средоточием новаторства во всех видах искусства стала флорентийская школа, архитекторы (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Б. Росселлино, Дж. да Сангалло и др.), скульпторы (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно и др.), живописцы (Мазаччо, Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Фра Анджелико, С. Боттичелли и др.) которой создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, распространившуюся постепенно по всей Италии (творчество Пьеро делла Франческа в Урбино, Ф. Коссы в Ферраре, А. Мантеньи в Мантуе, Антонелло да Мессина и братьев Беллини в Венеции). В период Высокого Возрождения, когда борьба за гуманистические ренессансные идеалы обрела напряженный и героический характер, архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов, полных духовной и физической активности. В постройках Д. Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность; гуманистическая наполненность, смелый полет художественного воображения, широта охвата действительности характерны для творчества крупнейших мастеров изобразительного искусства этой эпохи - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.

Со 2-й четверти 16 в., когда Италия вступила в пору политического кризиса и разочарования в идеях гуманизма, творчество многих мастеров приобрело сложный и драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, В. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции, подчинению здания широкому градостроительному замыслу; в получивших богатую и сложную разработку общественных зданиях, храмах, виллах, палаццо ясная тектоника Раннего Возрождения сменилась напряженной конфликтностью тектонических сил (постройки Я. Сансовино, Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио). Живопись и скульптура Позднего Возрождения обогатились пониманием противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, к пространственной динамике (П. Веронезе, Я. Тинторетто, Я. Бассано); небывалой глубины, сложности, внутреннего трагизма достигла психологическая характеристика образов в поздних произведениях Микеланджело и Тициана.

Периодизация этапов развития Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадает. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" (ок.1500 - между 1540 и 1580) применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей художественной культуры этих стран является его генетическая связь с искусством поздней готики. Истоки "Северного Возрождения" следует искать на рубеже 14 и 15 вв. в Бургундии, в творчестве работавших в этом центре придворно-рыцарского позднеготического искусства скульптора К. Слютера и живописцев братьев Лимбург. В 15 в. главенствующее место среди североевропейских художественных школ заняла нидерландская живопись: произведения Р. Кампена, Я. ван Эйка, Д. Баутса, Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Х. Мемлинга отмечены пантеистическим мировосприятием, пристальным вниманием к каждой детали и каждому явлению жизни; таящийся за ними глубокий символический смысл лежит в основе широчайших по обобщению картин Х. Босха и П. Брейгеля Старшего. Самостоятельное развитие получили в нидерландском искусстве Возрождения портрет (А. Мор, Я. ван Скорел), пейзаж (И. Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский). Своеобразным явлением стал романизм, мастера которого пытались соединить художественные приемы итальянского искусства с нидерландской традицией. В Германии первые черты нового искусства появились в 1430-е гг. (Л. Мозер, Х. Мульчер, К. Виц), а собственно Возрождение, на искусство которого оказали большое влияние идеи Реформации и события Крестьянской войны 1524-1526, началось на рубеже 15 и 16 вв. и закончилось уже в 1530-1540-е гг. (живопись и графика А. Дюрера, М. Грюневальда, Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, Х. Хольбейна Младшего, скульптура Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта и др.).

Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения наиболее ярко проявился в живописных и карандашных портретах Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лиона, в классически совершенной пластике Ж. Гужона, в непринужденной живописности и легкости архитектуры городских дворцов и домов, загородных замков (постройки П. Леско, Ф. Делорма, Ж.А. Дюсерсо). Своеобразное преломление черты Возрождения получили в искусстве Англии, где под влиянием работавшего в Лондоне Х. Хольбейнамладшего сформировалась национальная школа портрета (Н. Хиллиард), и Испании, художники которой (А. Берругете, Д. де Силоэ, Л. де Моралес) использовали опыт итальянской живописи для создания собственного, сурового и выразительного стиля. Те или иные черты, отдельные элементы или приемы искусства Возрождения обнаруживаются в художественной культуре Хорватии (творчество скульптора и архитектора Юрая Далматинца), Венгрии, Чехии, Польши, Литвы и др. стран Европы.

Вернуться назад