Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Караваджизм, направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо, итальянского художника конца 16 - начала 17 вв. Для Караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции Караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 в. и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески. Среди европейских мастеров Караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество так называемый утрехтских караваджистов в Голландии (Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др.), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. Воздействие отдельных приемов Караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Г. Рени и др. в Италии) и барокко (К. Шкрета в Чехии и др.).
Караваджо (1571-1610)
Итальянский художник.
Настоящее имя Микеланджело Меризи. Величайший реформатор западноевропейской живописи, целью творчества которого было отображение реальности. Учился в Милане у С.Петерцано. В начале 1590-х гг.
переехал в Рим, где создал большинство своих работ. Он писал жанровые картины с детальным изображением предметов и образами молодых людей, сделав своим героем человека из толпы. В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок.1594; «Гадание», 1594-95). Для зрелого творчества художника характерно обращение к религиозным сюжетам, где действие переносится в современную жизнь, а образы святых и апостолов пишутся с грубых крестьянских типов. Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600), «Положение во гроб» (1602-03), «Обращение Савла» (1600-01), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации, им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-06).
Джентилески, Орацио (1563-1639)
Итальянский художник.
Настоящее имя - Орацио Ломи. Родился в Пизе. Первоначальное влияние на художника оказала флорентийская школа: маньеристический стиль Бронзино и Понтормо. Но решающим в творчестве Джентилески стал Рим, где художник познакомился с Караваджо. Одним из первых оценив новаторскую живопись своего великого друга, Джентилески становится наиболее одаренным и самобытным его последователем. Работам художника присущи больше лиризм и утонченность, изысканная холодная световая гамма, чем мощь и бескомпромиссный натурализм Караваджо.
В 1621 г. по приглашению некого дворянина по имени Саули мастер переехал в Геную, где работал по заказам местных аристократов. После встречи с герцогом Савойским в 1624 г. он перебрался в Париж и работал при дворе Марии Медичи. С 1626 г. художник жил в Англии, где выполнял заказы титулованных особ страны, среди которых были Карл I и герцог Бэкингем. Английский королевский двор и частные коллекционеры восхищались высоким мастерством художника, удивительной воздушностью его полотен. Крупнейшая работа мастера этого периода - потолочные фрески для Дома королевы в Гринвиче. Среди наиболее значительных живописных работ Д. - «Диана-охотница» (1624-25), «Девушка с лютней» (1626), «Отдых на пути в Египет» (1626), «Нахождение Моисея» (1630).