Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 11-начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 в. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков Классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей - разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов Классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин Классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий - живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).
Классицизм 18 - начала 19 вв. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Ж.А Габриель, Ж.Ж. Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. стремление к суровой простоте в творчестве К.Н. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии Классицизма - ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж.Б. Пигаля и Ж.А. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Ж.Л. Давида. В 19 в. живопись Классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров (Ж.О.Д Энгр), вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство.
Интернациональным центром европейского Классицизма 18-начала 19 вв. стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец А.Р. Менгс, пластика итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена). Для архитектуры немецкого Классицизма характерна суровая монументальность построек К.Ф. Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики - портреты А. и В. Тишбейнов, скульптура И.Г. Шадова. Собственные варианты Классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, Сша; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760-1840-х гг.
Пуссен (Poussin) Никола (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у К.Варена и других французских художников; с 1624 жил в Риме (в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и А.Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. С 1620-х годов Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи ("Смерть Германика", 1626-1627, Институт искусств, Миннеаполис), поэтические композиции на мифологические и литературные темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита ("Ринальдо и Армида", 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; "Танкред и Эрминия", 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Парнас" 1630-1635, Прадо, Мадрид).
Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека ("Аркадские пастухи", около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт; "Нахождение Моисея", 1638, Лувр, Париж). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого ("Отдых на пути в Египет", 1658, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Великодушие Сципиона, 1653, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности ("Пейзаж с Полифемом", около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей "Времена года", 1660-1664, "Аполлон и Дафна", 1664, - все в Лувре, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.
Иванов, Александр Андреевич (1806-1858)
Русский художник, представитель классицизма.
В возрасте 11 лет он начал учиться в петербургской Академии художеств где преподавал его отец, А. Иванов. В 1830 г в качестве пенсионера поехал в Рим. В Италии художник написал картины «Аполлон Гиацинт и Кипарис» (1831-34) и «Явление Христа Марии Магдалине» (1835), за которую получил звание академика. В 1837 г. он приступил к работе над большой картиной «Явление Христа народу». Иванов, убежденный в высоком назначении искусства преображать жизнь, захвачен «всемирным сюжетом». Он работал над ней в течение 20 лет, ведя полунищенское существование. Много думая и переосмысливая в процессе работы, художник создал огромное количество этюдов с натуры и акварельных рисунков, получивших известность как библейские эскизы, по которым художник мечтал когда-нибудь расписать стены «Храма мудрости». Выполненные с беспрецедентным для русского искусства того времени мастерством пленэрной живописи, они предвосхитили колористические открытия импрессионистов. В 1857 г. художник вернулся на родину. Его картина была показана сначала в Зимнем дворце, потом в Академии Художеств, но была встречена холодно. Мучительно переживая свой провал, Иванов умер в Петербурге во время эпидемии холеры 3 июля 1858 г., не дожив до своего 52-летия.