Культура » Живопись

Кубизм

П.Пикассо «Авиньонские девицы». 1907
П.Пикассо «Ночная рыбалка на Антибах». 1939
Х.Грис «Натюрморт». 1925
Х.Грис «Открытое окно». 1921

Кубизм (фр. cub - куб) - течение, зародившееся во Франции в начале XX в. и предшествовавшее абстракционизму. Его основоположники П. Пикассо и Ж. Брак. Характерными особенностями этого стиля было формальное экспериментирование - создание геометризированных форм, конструирование объемных структур на плоскости, разложение сложных фигур на простые элементы. Одним из важных художественных средств кубизма был коллаж (представители: X. Грис, Ф. Леже).

Пикассо, Пабло (1881-1973)
Испанский художник.
Крупнейший художник XX в., творчество которого не укладывается в рамки одного стилевого направления. Плодовитый и изобретательный он работал в самых разнообразных манерах и техниках, как традиционных, так и новаторских, и сумел сказать новое слово во всех видах искусства: от живописи и графики до коллажа и керамики.
Родился в Малаге в семье художника. Учился в Барселоне в Академии изящных искусств Ла Лонья. В1900 г. приехал в Париж. Ранние работы художника условно делятся на два периода: «голубой» (1901-04) и «розовый» (1904-06). Его герои - нищие, циркачи, бродяги, музыканты. Именно к этому времени относится картина «Девочка на шаре» (1905), одна из абсолютных вершин его творчества. В1907 г. работой «Авиньонские девицы» художник начал новый этап своего искусства - кубизм: наряду с Ж. Браком он считается основателем этого направления. Кубизм принес не только новое понимание формы, но и новую художественную технику - коллаж. В 1920-30-е гг. Пикассо активно сотрудничал с сюрреалистами. До конца не разделяя их постулаты, художник по-своему преломляет идеи и темы сюрреализма в творчестве. Легко меняя манеры и техники, Пикассо внес исключительный вклад в крупнейшие художественные направления: кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Его творчество дало мощный толчок к дальнейшему развитию искусства.

Грис, Хуан (1887-1927)
Испанский художник, скульптор и график, представитель кубизма.
Учился в Школе искусств и ремесел в Мадриде. С 1906 г. постоянно жил в Париже, зарабатывая на жизнь карикатурами для газет. Знакомство с Пикассо и его бато-лавуарским окружением, привело Гриса к кубизму. Он начал создавать натюрморты, портреты, пейзажи, которые резко выделялись своей живописной манерой. Сочетая приемы аналитического кубизма с опытами декоративной графики, художник совмещает различные планы и ракурсы, компонуя их с прямыми линиями, овалами, сегментами и полукружиями, что создает эффект тревожного и прекрасного мира, подчеркиваемый холодной серо-голубой гаммой («Дома в Париже», 1911). С 1913 г. в его живописном языке огромную роль играет коллаж, в котором он мастерски использует фрагменты предметов, даже осколки зеркал. В последнее десятилетие стиль Гриса оттачивается, получая законченность архитектурного строения: лаконичность форм и монументальность объемов, округлость линий и насыщенность цветовой гаммы указывают на сближение с неоклассическими тенденциями («Гитара и нотная тетрадь», 1926; «Стол художника», 1925). Обладая универсальным даром, Грис блестяще иллюстрировал книги и оформлял спектакли для «Русского балета» Дягилева. Ранняя смерть оборвала творческий путь художника, сумевшего найти собственную интонацию в искусстве.

Другие картины:

  • Лампа. 1914
  • Гитара и цветы. 1912
  • Пикассо. 1912

Вернуться назад