Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
«Наби», «Набиды» (франц. Nabis - пророки, от древнееврейского наби - пророк), группа художников (живописцы М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр и др., график Ф. Валлоттон, скульптор А. Майоль), работавших в Париже в конце 1880-х - начале 1900-х гг. и создавших под влиянием П. Гогена своеобразный, близкий к символизму вариант стиля модерн, для которого характерны декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность композиции, главенство цветового начала.
Валлотон, Феликс (1865-1925)
Швейцарский художник и график, представитель группы Наби.
Учился в Академии Жюлиана в Париже. Но основное образование художник получил в Лувре, где копировал произведения великих мастеров Возрождения. Свой творческий путь В. начинал как гравер. Художник сыграл большую роль в возрождении техники гравюры: вначале сухой иглы и офорта, а позднее - ксилографии, завоевав известность как автор графических портретов, серий из жизни Парижа и книжных иллюстраций. С 1891 г. выставлялся в Салоне Независимых, а с 1893 примкнул к группе Наби, став одним из активных ее членом. Правда, отношение В. к группе можно считать формальным, настолько у художника был отличный от других стиль соединения реалистических и символистских тенденций, приближенный к абстракции. Его интерьерные композиции, сиены из мещанской жизни, с холодной точностью воспроизводящие образы, лишены красивости, подчас нарочито грубоваты и язвительны («Раздевающаяся натуршииа», 1904; «Улица», 1895). Следуя примеру импрессионистов, художник любил работать на пленэре, стремясь запечатлеть вневременную монументальность форм природы («Перед грозой», 1916). Критики и коллеги неоднозначно относились к работам мастера, указывая на излишнюю сухость и скрупулезность живописной манеры, но единодушно отмечая своеобразие и искренность его таланта.
Другие картины:
Дени, Морис (1870-1943)
Французский художник и теоретик искусства, член группы Наби.
Получил классическое образование в лицее Кондорсе, учился в Академии Жюлиана и Школе изящных искусств. Стал одним из основателей группы Наби, куда входили Вюйар, Руссель, Боннар и др. В 1890 г. написал манифест группы, на творческий стиль которой оказал огромное влияние П.Гоген и идея синтетизма. В этот период художник работал в разных областях искусства: делал эскизы ковров, картоны для витражей и мозаик, создавал декорации и костюмы для театра, сблизившись с писателями-символистами, иллюстрировал их произведения. С детства одержимый идеей писать религиозную живопись, художник считал, что искусство должно утверждать вечные христианские истины, независимо от тематики картин. Несмотря на сильное воздействие искусства итальянского Возрождения, стиль Д. отличался большим своеобразием, оригинальностью и декоративностью, превращающие обычную сиену в некое возвышенное и символическое видение («Туалет ребенка»). Он создал огромное количество декоративных панно и росписей для общественных и частных здании но Франции и России, в 1919 г. основал Мастерские церковного искусства, выступал как художественный критик и теоретик. Смерть Д. была столь же нелепой, сколь полной смысла была жизнь: художник погиб под колесами сбившего его грузовика.
Другие картины:
Вюйар, Эдуард (1868-1940)
Французский художник, один из основателей группы Наби.
Учился в лицее Кондорсе в Париже, затем в Школе изящных искусств, где подружился со своими будущими единомышленниками - Дени, Русселем и Боннаром. В 1888 г. В. вошел в группу «Наби». Сотрудничал с журналом «La Revue Blanche», где состоялась его первая персональная выставка. Писал декорации для символистского театра, занимался оформлением интерьеров, в которых выразилось его стремление к декоративности.
Вюйар приобрел известность как мастер камерного тона и неожиданных цветовых созвучий, способных передать атмосферу и таинственное обаяние повседневной жизни. Он любил писать уютные уголки собственного дома, а персонажами его картин часто становились близкие художнику люди. Его живопись полна скрытых намеков и ассоциаций, внутренней напряженности как некой затянувшейся театральной паузы («В постели», 1891; «Под лампой», 1892). В своем творчестве Вюйар не избежал влияния импрессионистов, в первую очередь Дега, а также Тулуз-Лотрека и Гогена. Под влиянием последнего живопись В. становится более декоративной, лаконичной и изысканной («Супружеская жизнь», ок.1900). В последние годы жизни В. отдал монументальной живописи: совместно с Дени и Русселем расписывал Дворец наций в Женеве (1936), а в соавторстве с Боннаром - Дворец Шайо в Париже (1937).
Другие картины: