Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Назарейцы (нем. Nazarener), полуироническое прозвище группы немецких и австрийских мастеров раннего романтизма, объединившихся в 1809 в «Союз св. Луки»; произошло от «алла назарена», традиционного названия прически с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введенной в моду Ф. Овербеком, одним из основателей братства назарейцев С 1810 назарейцы (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образу средневековых религиозных братств и художественных артелей. Избрав образцом для подражания искусство Дюрера, Перуджино, раннего Рафаэля, назарейцы стремились возродить духовность искусства, утерянную, по их мнению, в культуре нового времени, однако их работы, в том числе коллективные (росписи в доме Бартольди в Риме, 1816-1817; ныне в Национальной галерее, Берлин). не лишены оттенка холодной стилизации В 1820-1830-е большинство назарейцев вернулось на родину. Их практическая деятельность и особенно теоретические высказывания оказали определенное воздействие на неоромантические течения 2-й половины 19 в., в том числе на прерафаэлитов в Великобритании и мастеров неоидеализма в Германии.
Овербек, Иоганн Фридрих (1789-1869)
Немецкий художник, один из основателей группы назарейцев.
Учился в Академии художеств в Вене. И 1809 г. вместе с Ф. Пфорром основал группу - Братство св. Луки (известны как назарейцы), став в дальнейшем ее лидером. Члены Братства, считая, что искусство должно служить религиозным и моральным целям, стремились возродить духовную атмосферу Средневековья (даже жили монашеской общиной в монастыре Сан Исидоро в Риме) и создать новогерманское патриотическое искусство. Одной из главных целей Братства было воскрешение фресковой живописи. В 1816-17 г. О. вместе с другими назарейцами исполнил росписи на библейские сюжеты из жизни св. Иосифа в палаццо Дзуккари прусского консула в Риме и в 1818-28 гг. - росписи на сюжеты из произведений Данте и Тассо в залах казино виллы принца Массимо. Ясный и наивный, сознательно архаизированный стиль художника был ориентирован на классическое немецкое и итальянское искусства, в частности, на Дюрера как воплощения национального прошлого и на близкие к идеалу стили Рафаэля и Перуджино. Романтический настрой творчества Овербека, панорамные, поэтичные виды пейзажей, часто фантастическая тематика сцен соединяется в его работах с классицистической эстетикой, строгостью композиционных и живописных решений и назидательным характером произведений, особенно позднего периода.
Корнелиус, Питер фон (1783-1867)
Немецкий художник, член группы назарейцев.
Учился в Академии художеств в Дюссельдорфе. В 1811 г. уехал в Рим и примкнул к кругу назарейцев («Союз св. Луки»), стремившихся возродить религиозное монументальное искусство. Много путешествуя по итальянским городам, художник изучал творения мастеров Возрождения. В 1816-17 гг. он принял участие вместе с назарейцами в росписях дворца прусского консула в Риме Бартольди. Его фрески на библейские сюжеты «Толкование Иосифом снов» и «Встреча Иосифа с братьями» отличались драматизмом и суровым величием. В 1818-28 гг. художник вновь выполнил совместную с Союзом работу по росписям римской виллы маркиза Массимо, обратившись к сюжетам «Божественной комедии» Данте. В 1819 г. по приглашению кронпринца Людвига Баварского Корнелиус переехал в Мюнхен. Работы, созданные художником в мюнхенский период, принесли ему известность как мастера фресковой живописи. Росписи мюнхенской Глиптотеки (1829) и цикл фресок в Людвигкирхе «Страшный суд» (1836-39), отмеченные влиянием искусства Микеланджело и итальянских мастеров кватроченто, впечатляют живописными образами, героико-театральной композицией и натуралистичностью изображения. Корнелиус работал и в книжной графике, заслужив высокую оценку И. В. Гёте за иллюстрации к «Фаусту» (1808)