Культура » Живопись

Неоидеализм

Х.фон Маре «Свадьба». Средняя часть триптиха «Сватовство». 1885-1887
Х.фон Маре «Гребцы». 1873
А.Фейербах «Медея». 1870
А.Фейербах «Нанна». Фрагмент. 1861

Неоидеализм, направление в немецком искусстве, объединявшее в 1860-1880-е гг, живописца Х. фон Маре, скульптора А. фон Хильдебранда и философа К. Фидлера; к ним примыкали также некоторые другие немецкие художники, в частности А. Фейербах. Полемизируя с академическим эклектизмом, натурализмом, программным реализмом 19 в., неоидеалисты стремились следовать вечным законам красоты, возродить монументальность и пластическую ясность классического искусства. В духе эстетических концепций романтизма они рассматривали искусство как средство преодоления хаоса и "неоформленности" действительности. В то же время основные теоретические положения и художественная практика неоидеализма тесно смыкаются с принципами неоклассицизма.

Маре (Marees) Ханс фон (1837-1887), немецкий живописец. Учился у К.Штеффека в Берлине (1854-1855); в 1864-1870 и с 1873 работал в Италии. Под влиянием искусства итальянского Возрождения. Маре обратился к монументально-декоративной живописи, придавая образам, почерпнутым из окружающей жизни, величественную простоту и торжественность (фрески Зоологической станции в Неаполе, 1873-1874). Позднее, примкнув к движению неоидеализиа, Маре стремился в аллегорических образах воплотить мечту о "золотом веке" человечества, добивался пластической выразительности и классической композиционной уравновешенности ("Золотой век", два варианта, 1879-1885, Новая пинакотека, Мюнхен). Его поздние сюиты-триптихи на мифологические те мы ("Суд Париса", 1880-1881, Национальная галерея, Берлин; "Геспериды", 1884-1887, Новая пинакотека, Мюнхен) отличаются ясным распределением масс, мерной ритмикой форм, известной звучностью колорита; плоскостностью композиции и контурной линеарностью они предвосхищают живопись стиля модерн.

Фейербах (Feuerbach) Ансельм (1829-1880), немецкий живописец. Учился в Академии художеств в Дюссельдорфе (1845-1848), Мюнхене (1848-1850) и Париже (1851-1854); с 1855 работал в основном в Италии. Разделяя философско-эстетические установки неоидеализма , Фейербах мечтал о возрождении монументального искусства, создавал огромные по масштабу полотна на темы античной мифологии, для которых характерны величавая идеальность и в то же время жизненная весомость образов, плавная ритмика форм, декоративизм тональной цветовой гаммы ("Ифигения", 1862, Музей земли Гессен, Дармштадт, и 1871, Городское собрание картин, Штутгарт; "Пир Платона", 1869, Кунстхалле, Карлсруэ, и 1873, Национальная галерея, Берлин-Далем; "Медея", 1870, Новая пинакотека, Мюнхен).

Вернуться назад