Культура » Живопись

Неоимпрессионизм

Ж.Сёра «Гавань в Онфлёре». 1886
Ж.Сёра «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт». 1884-1886
П.Синьяк «Парусники в гавани Сен-Тропе». 1893
П.Синьяк «Папский дворец в Авиньоне». 1900
П.Синьяк «Столовая». 1887

Неоимпрессионизм (франц. neo-impressionnisme), течение в живописи, возникшее во Франции около 1885, когда его главные мастера, Ж. Сёра и П. Синьяк, разработали новую живописную технику дивизионизма. Французские неоимпрессионисты и их последователи (Т. ван Рейселберге в Бельгии, Дж. Сегантини в Италии и др.), развивая тенденции позднего импрессионизма, стремились приложить к искусству современные открытия в области оптики, придав методичный характер приемам разложения тонов на чистые цвета; одновременно они преодолевали случайность, фрагментарность импрессионистической композиции, прибегали в своих пейзажах и многофигурных картинах-панно к плоскостно-декоративным решениям.

Сёра, Жорж Пьер (1859-1891)
Французский художник, основатель неоимпрессионизма.
Ж. Сера вошел в историю французского искусства как основатель живописного метода - пуантилизм, легшего в основу нового направления, получившего название «неоимпрессионизм». Он выработал свой в высшей степени оригинальный художественный язык, опираясь на открытия импрессионистов, а также научные теории цвета Эжена Шевреля. Суть метода Сёра заключалась в письме квадратными точечными мазками, которые покрывали всю поверхность холста, уподобляя ее мозаичному панно. Смотреть такую картину можно было только с определенного расстояния, когда точки сливались в единое изображение. За свою недолгую жизнь художник написал, не считая пейзажей и рисунков, всего семь больших полотен: настолько сложна и трудоемка была разработанная им манера. Среди его работ - «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт» (1884-86), «Натурщицы» (1888). Ни одна картина Сёра не была похожа на другую: он постоянно менял размер точки, от крупного, почти мазкового, до очень мелкого, миниатюрного. Несмотря на тематическую близость живописи Сёра работам импрессионистов, взамен характерной для них передачи непосредственного наблюдения его картины отличались цветовыми сочетаниями, основанными на оптическом анализе, и скрупулезно продуманной композицией.

Синьяк, Поль (1863-1935)
Французский художник, представитель неоимпрессионизма.
Отказавшись от карьеры архитектора, Синьяк в 19 лет обращается к живописи и посещает мастерскую Бинга. В 1884 г. он выступил одним из организаторов создания Общества независимых художников и его ежегодных выставок, получивших название Салон Независимых. На первой же выставке художник знакомится с Ж. Сёра и его художественным методом - пуантилизмом. Отныне и до конца жизни он верный приверженец и теоретик пуантилизма, легшего в основу нового направления в искусстве - неоимпрессионизма. Он много работает, принимает участие в различных художественных выставках во Франции и за границей, даже в Нью-Йорке. В отличие от своих товарищей Синьяк пишет не только маслом, но и акварелью, применяя и в этой технике пуантилистский метод.
Главное место в творчестве художника занимал пейзаж. Много путешествуя, он пишет виды Венеции и Константинополя, Парижа и Сен-Тропе. Будучи страстным мореплавателем, Синьяка привлекают морские пейзажи, гавани и порты, виды курортов. Его живописная манера отличалась скрупулезностью и тщательностью, с которой художник заполнял пространство картины маленькими квадратиками и мазками, напоминающими мозаичные панно. Синьяк создавал яркие, порой кричащие полотна, добиваясь от красок полной цветовой отдачи.

Вернуться назад