Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Неоклассицизм, неоклассика, общее наименование художественных течений 2-й половины 19-20 вв., основывавшихся на следовании традициям искусства античности, Возрождения, классицизма. Возникновение неоклассицизма обусловлено стремлением противопоставить вечные эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности, создавать идеально-величавые формы и образы как антитезу стилистическому произволу и декоративной избыточности искусства 19 в. В изобразительном искусстве некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов в Великобритании, но впервые как относительно целостное явление он проявился в теоретических суждениях и практике мастеров немецкого неоидеализма. Для неоклассицизма конца 19 в. характерно сочетание определенных позднеакадемических тенденций с программным следованием принципам греческой архаики, искусства Раннего Возрождения, классицизма, а также тесное соприкосновение со стилистикой символизма и модерна (творчество П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии и др.).
Менгс, Антон Рафаэль (1728-1779)
Немецкий художник и теоретик, представитель неоклассицизма.
Учился у своего отца, И. Менгса, с которым в 1741 г. приехал в Рим. В1745-46 гг. и 1749-54 гг. работал в Дрездене в качестве придворного живописца Саксонского курфюрста Августа III. Работал в Неаполе, Флоренции и много лет в Риме, где в 1774 г. стал президентом Академии св. Луки. В 1761-69 гг. и 1774-76 гг. находился в Мадриде при дворе испанского короля Карла III. Менгс известен прежде всего как теоретик неоклассицизма. Отец Менгса воспитывал его художественный вкус на произведениях Рафаэля, Корреджо и античности. Знакомство с ученым И.Винкельманом помогло художнику теоретически обосновать свои взгляды на искусство. Отход от принципов барочного иллюзионизма и поиски «высокого» стиля, античные реминисценции характеризуют уже ранние работы художника («Суд Париса», 1757). В поздних произведениях художник пытался соединить яркий колорит, приемы светотеневой моделировки, уравновешенность композиции с поисками обобщенной формы идеальной красоты и изысканным рисунком («Персей и Андромеда», 1774-77). Менгс прославился и как портретист. Используя традиции парадного портрета, он изображал модель на фоне античной архитектуры («Карл», 1761) или повернутую вполоборота, как бы обращающуюся к зрителю, фигуру («Автопортрет», ок. 1775).
Другие картины:
Давид, Жак-Луи (1748-1825)
Французский художник, представитель неоклассицизма.
Искусство Давид не укладывается в рамки одного стиля: крупнейший мастер просветительского классицизма и ампира, он выступил как един из величайших летописцев своей эпохи, пропагандист активного взаимодействия искусства с социальной действительностью. Учился у Ф.Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена. В1775-80 гг. пребывал в Италии, где изучал античное искусство, произведения мастеров Возрождения, от которых заимствовал строгую композицию и чеканный рисунок. Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданность долгу, самопожертвование и отражали предреволюционные настроения в обществе. Давид горячо поддержал французскую революцию. В эти годы он написал цикл картин о «мучениках Революции» («Смерть Марата», 1793). В 1794 г. художник был заключен в тюрьму. Выйдя на свободу, он пишет картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой воспринимался многими, как призыв к прекращению междоусобной войны. Наполеон, отметивший картину, назначил Давида своим придворным живописцем. Он становится одним из создателей имперского стиля и пишет несколько эпохальных творений («Коронование», 1805-07). После падения Наполеона Давид эмигрировал в Брюссель.
Другие картины: