Культура » Живопись

Примитивизм

А.Руссо «В тропическом лесу. Битва тигра и быка». 1908
А.Руссо «Война». 1894
А.Руссо «Игроки в футбол». 1908
А.Руссо «Обезьяны». 1908

Примитивизм (от лат. primitivus - первый, самый ранний), в изобразительном искусстве конца 19-20 вв. сознательное, программное "опрощение" художественных средств, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов - произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детскому творчеству и т.п. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы "Наби", К примитивизму также относят творчество "наивных художников", не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции).

Руссо, Анри (1844-1910)
Французский художник, представитель примитивного искусства
А. Руссо, художник-самоучка, является представителем т. н. наивного искусства. Все его обучение сводилось к регулярному посещению Лувра, где он копировал старых мастеров. В 1871-93 гг. Руссо служил в парижской таможне, откуда и пошло его прозвище Таможенник. В 1885 г., на сорок втором году жизни, художник впервые выставил свои картины в Салоне Независимых. Представляя собой настоящее примитивное искусство, творчество Руссо тесно связано с народной культурой, лубком, ярмарочными афишами и вывесками с их простыми и яркими цветами, обилием деталей. С другой стороны, художник тяготел к официальному искусству и использовал в своих работах приемы парадного портрета, элементы аллегории, которые придавали его образам ощущение величия и вечности («Спящая цыганка», 1897). Большую часть своей жизни художник писал экзотические пейзажи, фантастические изображения джунглей, основанные главным образом на придумывании, а не на использовании впечатлений от натуры, как это делали импрессионисты. Природа существует у художника везде, даже на портрете («Портрет-пейзаж», 1890). Мир Руссо - это мир образов, не стесненных условностями, рожденный буйной, но наивной детской фантазией и манерой письма художника, где переплелись интенсивный цвет, четкие формы и тщательно выполненные детали («Заклинательница змей», 1907).

Другие картины:

  • Красная женщина в лесу. 1905-10
  • Ева и змей. 1904-05
  • Экзотический пейзаж. 1909

Вернуться назад