Культура » Живопись

Романизм

Я.Госсарт «Высший совет»
Я.Госсарт «Женский портрет»
Я.Госсарт «Адам и Ева». Ок.1508

Романизм (от лат. romanus - римский), направление в нидерландском искусстве 16 в. Мастера романизма (Я. Госсарт, Я. ван Скорел, Б. ван Орлей, М. ван Хемскерк, Л. Ломбард и др.) под влиянием искусства итальянского Возрождения и маньеризма настойчиво пытались соединить с нидерландской живописной традицией ренессансные открытия в области композиции, перспективы, анатомии, колорита, тематики (античная мифология, аллегорические сюжеты, обнаженная натура), Многие из них, представляя собой новый тип художника-ученого, сочетавшего живопись с занятиями архитектурой, археологией, филологией (Скорел и др.), способствовали распространению в Нидерландах идей гуманизма; в то же время художественная практика романистов не лишена элементов эклектизма.

Госсарт (Gossaert; прозвище - ван Мабюзе, van Mabuse, т.е. из Мобёжа, ныне во Франции) Ян (около 1478-1480 - между 1533 и 1536), нидерландский живописец. Учился в Брюгге, работал в Антверпене, Утрехте, Мидделбурге и других городах, в 1508-1509 посетил Италию. Родоначальник романизма в нидерландской живописи XVI века, Госсарт стремился освоить достижения итальянского Возрождения в композиции, анатомии, перспективе: обращаясь к античным и библейским сюжетам, часто изображал обнаженные фигуры на фоне античной архитектуры или в природном окружении, переданным с типичной для нидерландского искусства тщательной и предметной детализацией ("Адам и Ева", "Нептун и Амфитрита", 1516, - оба в Картинной галерее, Берлин; "Даная", 1527, Старая пинакотека, Мюнхен). Художественным традициям нидерландской школы наиболее близки портреты Госсарта (диптих с изображением канцлера Ж.Каронделе, 1517, Лувр, Париж).

Вернуться назад