Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) - авангардистское направление, возникшее во Франции в 1920-е гг. Главной целью течения было «разрешить существовавшие доныне противоречия между мечтой и реальностью». Избрав основой метод свободных ассоциаций З. Фрейда, художники стремились освободить творчество от уз разума. Сюрреализм развивался по двум направлениям: одно - введение бессознательного начала в творческий процесс и изображение свободно текущих образов, другое - воспроизведение с фотографической точностью пугающих, ирреальных образов подсознания. Отсюда и возникают абсурд и алогизм, парадоксальность сочетания форм, изменчивость образов, присущие сюрреализму (представители: С. Дали, М Эрнст, Р. Магритт, П. Дельво, И. Танги, X. Миро, А. Горки).
Дельво, Поль (1897-1994)
Бельгийский художник, представитель сюрреализма.
Учился в Академии художеств в Брюсселе. Изучал архитектуру, монументальную живопись, испытал серьезное увлечение неоимпрессионизмом и экспрессионизмом. В1934 г. обратился к сюрреалистической манере и уничтожил большую часть своих ранних работ. Официально Дельво никогда не принадлежал ни к одной сюрреалистической группе. Он был гениальным одиночкой, и именно это позволило ему сохранить яркую индивидуальность. Творчество Дельво - путешествие в лабиринтах подсознания, по дорогам сновидений и фантазий. В его неспешных, сумрачных картинах с настойчивостью повторяются одни и те же мотивы: похожие на сомнамбул прекрасные обнаженные женщины и одетые в строгие костюмы мужчины в умозрительных архитектурных пространствах площадей и вокзалов; поезда и человеческие скелеты как символы быстротечности и бренности бытия. 1940-50-е г. - пик творческой карьеры Дельво. В этот период им написаны известные полотна: «Общественное мнение», «Ночной поезд», «Спящая Венера». В 1947 г. на экраны вышел фильм «Мир Поля Дельво», поставленный А.Сторком с комментариями П.Элюара. С 1950 по 1962 г. художник преподавал в Национальной школе искусства и архитектуры в Брюсселе. Его смерь в 1994 г. поставила точку в яркой и неоднозначной истории сюрреализма, в которую он уверенно вписал свое имя.
Pуа, Пьер (1880-1950)
Французский художник, представитель сюрреализма.
Родился в Нанте. Недолгое время проработав помощником архитектора, уехал в Париж и поступил в Школу изящных искусств. Но вскоре ее оставил, недовольный сухостью и ограниченностью академической системы обучения. Руа увлекся восточными языками, однако тяга к живописи оказалась сильнее, он поступил в Школу декоративного искусства, затем учился в Академии Жюлиана. С 1906 г. он начал выставляться в Салоне Национального общества изящных искусств, а через год в Салоне Независимых.
Руа - яркий представитель художественного направления, который впоследствии назовут магическим реализмом, или суперреализмом. На его живописный стиль оказали влияние два события: знакомство с художником-метафизиком Джорджо Де Кирико, ставшим его добрым другом и наставником в искусстве, и «наивное» творчество Анри Руссо. Картины художника отличает резкий, почти фотографический рисунок, тщательно прорисованная деталировка, отсутствие человеческих фигур, создающие вместе странное ощущение холодной и безликой ирреальности («Опасность на ступенях», 1927-28; «Подарок»,1937). Несмотря на восторженность почитателей, творчество Руа не получило широкого признания во Франции. Гораздо лучше оно было известно в Америке, где суперреализм получил в дальнейшем широкое распространение.
Таннинг, Доротея (род. 1910)
Американская художница, представительница сюрреализма.
Д.Таннинг - один из последних участников движения сюрреалистов, доживших до наших дней. Ее богатое и многогранное творчество рисует нам образ самобытного и яркого художника. Не получив профессионального образования, в молодости она зарабатывала на жизнь рекламной графикой. Одним из сильных потрясений в жизни Таннинг стала сюрреалистическая выставка в 1936 г. в Нью-Йорке, полностью переменившая представление художницы о живописи. В I942 г. она знакомится с М. Эрнстом и другими сюрреалистами, эмигрировавшими из Франции в Америку, и получает приглашение участвовать в их выставках. В 1944 г. в галерее Жюльена Леви состоялась ее первая персональная выставка. Творчество Таннинг наглядно воплощает фрейдистскую теорию либидо где в картинах художницы откровенная сексуальность переплетается со сказочными образами, детскими страхами и ночными кошмарами («День рождения», 1942). Вызывающая порочность ее героинь, девушек-подростков, «Лолит» как их окрестили критики, в сочетании с ирреальным сюжетом создает ощущение фантастического сна, который в поздних ее картинах принимает более изощренные и абстрактные формы, как в цикле полотен «Иной язык цветов», который художница начала писать в возрасте 87 лет.