Культура » Живопись

Укиё-Э

Хисикава Моронобу «Влюбленные у ширмы». 1673-1681
Судзуки Харунобу «Серидина осени». 1764-1770
Судзуки Харунобу «Куртизанка». Гравюра.
Китагава Утамаро «Красавица Осомэ из дома Абура-е». Ок.1799
Китагава Утамаро «Любовники». 1788
Тёсюсай Сяраку «Актёр Отани Онидзи в роли Эдохея». 1794
Кацусика Хокусай «Фудзи в ясную погоду». 1823-1829
Кацусика Хокусай «Любопытство». 1790
Андо Хиросиге «Станция Камбара». 1833
Андо Хиросиге «Закат солнца в Сете». 1857
Андо Хиросиге «Синтоистский храм Минато около моста Инари-баси в квартале Тэппосу». 1857
Андо Хиросиге «Лунный свет. Нагакубо». 1840

Укиё-Э (буквально - образы быстротекущего мира), направление в японской живописи и графике периода Эдо (1614-1868). Ведущими жанрами направления стали "будзин-га" или "изображение красавиц" (в живописи и графике) и "якуся-э" или "изображения актеров" (в графике). В живописи точность внешней характеристики персонажей сочеталась с чертами условной декоративности - золотыми плоскостными фонами, цветовой насыщенностью колоритов и т.д. Для ранних обрезных ксилографий укиё-э (1680-1760-е гг.), выполнявшихся сначала с подкраской от руки, а затем с использованием техники многоцветной печати, характерно воплощение здоровой, полнокровной женской красоты (Хисикава Моронобу и др.). На следующем этапе развития гравюры укиё-э (середины 1760-х гг. - 1800) расширились ее выразительные возможности, образы красавиц обрели большую утонченность и, одновременно, конкретность (Судзуки Харунобу), получив в поясных портретах Китагава Утамаро характер национального идеала женской красоты. Большой эмоциональности и острой характерности достигли образы актеров в творчестве Тёсюсай Сяраку. Последний период укиё-э (1800-1868) отмечен расцветом пейзажного жанра в творчестве Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ.

Хисикава Моронобу, Китибэ (около 1618 - около 1694; по другим источникам 1625 - около 1694, 1638-1714), японский живописец и график. Жил в Эдо. Один из основоположников направления укиё-э , Хисикава Моронобу работал в традиционных для японской живописи жанрах "люди", "изображение красавиц" (свитки "Костюмы и обычаи", "Красавица" - оба в Токийском национальный музее; триптих "Известные сцены Эдо", Художественный музей Надзу, Токио). Станковая графика мастера отличается каллиграфической точностью линий, декоративностью подкрашенных от руки тоновых ксилографий (серия "100 изображений женщин этого бренного мира", 1681).

Судзуки Харунобу (псевдоним - Тёэйкэн) (1717, по другим сведениям, 1724 или 1725-1770), японский график и живописец. Мастер направления укиё-э , Судзуки Харунобу работал в жанре "бидзин-га" ("изображения красавиц"), первым разработал технику полихромной ксилографии и использовал ее для передачи эмоционального мира своих героев ("Красавицы, срывающие ветку сливы", 1764). Богатый тонкий колорит гравюр Судзуки Харунобу, плавный переход от темного к светлому в фонах, широкое варьирование фактуры и толщины линий способствуют выражению чувств персонажей, поэтической трактовке деталей пейзажа и интерьера (серия цветных ксилографий "Поэзия всех времен года", 1764-1770).

Китагава Утамаро, Торияма Симби (1753 или 1754-1806), японский мастер цветной ксилографии и живописец. Работал в Эдо. Один из крупнейших представителей направления укиё-э , Китагава Утамаро начинал с работ, носящих характер натурных штудий (альбомы "Книга насекомых", "Песни раковин", 1780), затем обратился к жанру "бидзин-га" ("изображение красавиц"), создавая с помощью плавной, текучей линии, то строго обобщающей объём, то тонко подчеркивающей детали, лирико-поэтические женские образы, запоминающиеся изящной посадкой головы на удлиненной шее, идеальным овалом лица, маленьким алым ртом (серии "Десять женских характеров", начало 1790-х годов, "Замечательные красавицы шести чайных домиков", 1791-1792; "Испытания верной любви", 1800). Поясные, а затем и погрудные, выполненные в сложной технике полихромной печати на листах большого формата (с применением слюдяного порошка, дающего эффект серебристого мерцающего фона) изображения (серия "Большие головы", 1790) стали воплощением национального идеала женской красоты. Изысканно-поэтическое творчество Китагава Утамаро сыграло важную роль в пробуждении интереса к японской гравюре у европейских художников 2-й половины XIX века.

Тёсюсай Сяраку, Сайто Дзюробэ, японский график и актер театра Ноо (конец XVIII - начало XIX века). Мастер направления укиё-э , Тёсюсай Сяраку прославился острохарактерными погрудными изображениями актеров в технике цветной ксилографии, отмеченными предельным накалом страстей, смелостью и свободным артистизмом исполнения ("Актер Накаяма Томисабуро в женской роли", "Актеры Савамура Содзюро III и Сэгава Кикунодзё III" и др. - все 1794).

Кацусика Хокусай, Накадзима Тамэкадзу (1760-1849), японский живописец и график. Учился у гравера Кацукава Сунсё (1777-1778) и других мастеров, изучал средневековую китайскую живопись, испытал влияние Китагава Утамаро, Огата Корини др. Крупнейший представитель направления укиё-э , основатель пейзажного жанра в японской гравюре, Кацусика Хокусай в своих произведениях, запечатлевших самые разнообразные ландшафтные мотивы, с помощью смелых перспективных эффектов и неожиданных цветовых сочетаний воссоздавал эпический образ японского пейзажа, подчеркивал драматичность контраста между неустанной, подчас суетной деятельностью людей и невозмутимым спокойствием природного бытия (серии цветных и тоновых ксилографий "36 видов Фудзи", 1823-1829, "Путешествие по водопадам различных провинций", 1827-1833, "100 видов Фудзи", 1834-1835). С 1780 Кацусика Хокусай выступал как иллюстратор, сделав в течение жизни иллюстрации более чем к 500 книгам, с 1812 создавал сборники "Манга" ("Смешанные рисунки", до 1871 издано 15 томов). Творчество Кацусика Хокусая оказало значительное воздействие на европейскую живопись и графику последней трети XIX - начала XX веков.

Андо Хиросигэ (1787 или 1797-1858), японский график. Крупнейший представитель направления укиё-э , мастер цветной ксилографии , Андо Хиросиге разработал новый для японского искусства тип камерного, проникнутого тонким лирическим чувством пейзажа; виртуозно передавал зыбкие, преходящие состояния природы, атмосферные эффекты снега, тумана, дождя (серии "53 станции Токайдо", 1833-1834, "36 видов Фудзи", 1854-1858, и др.). Он работал также в жанре "цветы-птицы" (серия "Ласточки и камелии в снегу", около 1830). Искусство Андо Хиросиге, ставшее известным в Европе во 2-й половине XIX века, существенно повлияло на творчество пейзажистов - представителей импрессионизма и постимпрессионизма .

Вернуться назад