Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Фантастический реализм - художественное направление в австрийском искусстве второй половины XX в., известное как «Венская школа фантастического реализма» и носившее ярко выраженный мистико-религиозный характер, обращающееся к вневременным и вечным темам, исследованиям потаенных уголков человеческой души и ориентированное на традиции немецкого Возрождения (представители: Э. Фукс, Р. Хауснер).
Хауснер, Рудольф (1914-1994)
Австрийский художник, представитель фантастического реализма.
Родился в Вене, где с 1931 по 1936 гг. учился в Академии изящных искусств. Не успев проявить себя в искусстве, Хауснер в 1941 г. был мобилизован и как солдат Вермахта прошел всю войну. В послевоенные годы художник увлекается сюрреализмом и творчеством Макса Эрнста. Поиски своего стиля приводят Хауснера к созданию совместно с Э. Фуксом и А. Лемденом «Венской школы фантастического реализма». В своем искусстве художники ориентировались на традиции немецкого Возрождения, его мистико-религиозное начало. Они обращаются к вневременным, вечным темам, исследуют самые потаенные уголки человеческой души. Любимые образы Хауснера - Адам и мужчина в матросском костюме, символизирующий миф об Одиссее. Своим персонажам художник придает черты сходства с собой, как бы примеривая на себя их роли и создавая порой ироничные и гротесковые автопортреты («Падение Адама», 1974; «Ковчег Одиссея», 1948-56). Художественная техника Хауснера, близкая живописи старых мастеров, строится на ярких спектральных цветах и частом применении в работе пуантилистской манеры письма (раздельными точками или мелкими квадратами). Творчество Хауснер сыграло существенную роль в развитии фантастического реализма, наиболее значительного движения в художественной жизни Австрии 1950-60-х гг.
Фукс, Эрнст (род. 1930)
Австрийский художник, представитель сюрреализма.
Родившись в Вене в семье ортодоксального еврея, Фукс в юном возрасте испытал все тяготы немецкого концлагеря, и только счастливое стечение обстоятельств спасло художника от смерти. В 1945 г. он поступил в Академию художеств в Вене, где занимался под руководством Л. П. Гютерсло. Главная тема творчества Фукса этого периода - тема Апокалипсиса.
Его картины полны апокалиптическим сознанием катастрофы, необратимого разрушения мира. Смерть во всех ипостасях постоянно присутствует в его работах, отмеченных печатью страха. В 1948 г. художник вместе с друзьями выступил основателем «Венской школы фантастического реализма». С1950 г. Фукс жил в Париже. Этот период отмечен тяготением к маньеризму, обращением к католической иконографии, увлечением Ницше, Фрейда. Он пишет «Херувимский цикл», созвучный по своей художественной манере искусству старых мастеров: Грюневальда, Ван Эйка. С 1952 г. Фукс много путешествовал, жил в бенедиктинском монастыре на горе Сион, где создал удивительные по силе религиозно-мистического духа картины. В1962 г. художник открыл в Вене галерею, ставшую центром приверженцев фантастического реализма. Фукс плодотворно работает в разных областях искусства: скульптура, монументальные фрески, театральные декорации, дизайн мебели и ювелирных украшений.