Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Фовизм (фр.fauvе - дикий, хищный) - авангардистское эстетическое течение, возникшее во Франции в 1905 г., особенностями которого были интенсивные цвета, колористические контрасты, обобщенные формы, плоскостной композиционный строй (представители: А. Матисс, К. Ван Донген, М. Вламинк, А. Дерен).
Ван Донген, Кес (1877-1968)
Голландский художник, представитель фовизма.
Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М.Вламинком и А.Дереком, а также художниками монмартрской группы Бато-Лавуар. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Был увлечен немецким экспрессионизмом, но сформировался и вырос внутри фовизма, став одним из наиболее ярких представителей этого направления. Его совершенно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок, иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906; «Красная танцовщица», 1907). Излюбленной темой художника была женская модель. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма, и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». 1908; «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922).
Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. С этого момента он стал модным светским портретистом, запечатлев почти весь артистический и аристократический мир Парижа.
Дерен, Андре (1880-1954)
Французский художник, представитель фовизма.
Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом. В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Знакомство с Пикассо и его бато-лавуаровским окружением меняет творческую манеру художника. Холодность цветовой гаммы и пластическая заостренность пейзажей и натюрмортов начала 1910-х гг. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. 1912; «Старый мост в Кане», 1910). В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14; «Тайная вечеря», 1913). В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Внимательно изучив античность, искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25; «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935).