Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Экспрессионизм (лат.expression - выражение) - художественное течение 1905-1930-х гг., сосредоточенное главным образом в Германии и ставившее своей целью воплощение на полотнах внутренних переживаний человека. Отличительными чертами этого стиля были: неприятие окружающей действительности и протест против подавления личности, выливавшиеся в страстность и эмоциональность изобразительного языка, условные красочные сочетания, экзальтацию образов, грубые, порой примитивные формы (представители: Э. Мунк, А. Явленский, Э. Нольде, Э. Шиле, О. Дикс).
Дикс, Отто (1891-1969)
Немецкий художник, представитель экспрессионизма.
Учился в школе прикладного искусства в Дрездене. Ушел добровольцем на Первую мировую войну. Сделанные на фронте зарисовки легли позднее в основу серии «Война» (1920-22). Вернувшись с войны, продолжил образование в Дрезденской Академии художеств у Р.Мюллера. Ошеломленный работами Георга Гросса, художник примкнул к дадаистам, став виднейшим представителем направления. Черты социальной критики, которую они проповедовали, в полной мере проявились в творчестве Дикса этого периода: героями его рисунков, беспощадно обнажающих уродства времени, становятся представители «дна» - бродяги, проститутки, нищие, алкоголики (триптих «Большой город», 1927-28). В 1927 г. он был приглашен преподавать в Дрезденской Академии художеств. В 1933 г. с приходом к власти фашистов художник был отстранен от занимаемой должности, а его творчество причислено к разряду «дегенеративного искусства». В последние годы жизни художник обращался к пейзажам и религиозным сюжетам. Характерная жесткая манера письма, пластическая надломленность и яркость образов, присущие полотнам мастера, несомненно, выявляют большое влияние экспрессионизма на его творчество. Значительная доля гротеска и черного юмора в его работах сближает художественные поиски Дикса с движением сюрреалистов.
Явленский, Алексей (1864-1941)
Русский художник, представитель экспрессионизма.
Учился в Академии художеств в Петербурге, много времени проводил в Эрмитаже, изучая творения старых мастеров. В 1897 г. уехал в Мюнхен и поступил в школу А. Ашбе, где познакомился с В. Кандинским. Поездки во Францию открыли для художника Ван Гога, Сезанна и Матисса, которым Явленский особенно увлечен, веря, что за искусством эмоций и цвета будущее. В его работах этого времени он высветляет палитру, насыщает цвет, но большинству произведений художника свойственно настроение задумчивой меланхолии, отражающее духовные поиски Явленский. В1909 г. вместе с В. Кандинским стал одним из основателей объединения «Новые художники. Общество Мюнхена», позже в 1912 г. - «Синий всадник». С1914 по 1921 гг. - швейцарский период: Явленский идет по пути создания обобщенных образов, его портреты теряют индивидуальное сходство, превращаясь в полуабстрактные головы, нарастает линейность, в чем чувствуются отзвуки кубизма. И все художник остался чужд абстракционизму Кандинского, поскольку всегда стремился к синтезу внешних впечатлений и субъективных переживаний. В 1924 г. Явленский вместе с Кандинским вновь организовали группу «Синяя четверка». В это время сильно влияние древнерусской иконописью, художник стремится к уменьшению выразительных средств и одновременно углублению образов. В 1938 г. Явленский оставил занятия живописью из-за прогрессирующего паралича.