Культура » Живопись

Барбизонская школа

Т.Руссо «После полудня». 1847
Т.Руссо «Женщина, несущая хворост». 1860
Ж.Дюпре «Завтрак сенокосов». 1870-е
Ж.Дюпре «Пейзаж». 1840-50
Ш.-Ф.Добиньи «Жатва». 1851
Ш.-Ф.Добиньи «Пейзаж в Оптево». Ок.1857

Барбизонская школа, группа французских живописцев-пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н.В. Диаз, Ш.Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в 1830-1860-е гг. в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Стремились утвердить эстетическую ценность национального ландшафта и обыденных пейзажных мотивов, передать многообразные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Работая над этюдом, а иногда и над картиной с натуры, мастера Барбизонской школы разрабатывали методику тональной живописи, богатой валёрами, световыми и цветовыми нюансами, уделяли внимание точной фиксации непосредственных впечатлений. К Барбизонской школе были близки К. Коро и Ж.Ф. Милле, ее традиции повлияли на развитие пейзажной живописи как во Франции, так и в других странах Европы (творчество Я.Б. Йонгкинда в Нидерландах, М. Мункачи в Венгрии и др.).

Руссо, Теодор (1812-1867)
Французский художник, представитель Барбизонской школы.
Родился в Париже. Учился в Школе изящных искусств у Ш. Ремона и Г. Летьера. В ранних работах испытал влияние голландских пейзажистов XVII в., английских мастеров Констебла и Бонингтона. В1834 г. на выставке парижского Салона художник получил медаль за картину «Вид в окрестностях Гранвиля», где Руссо сумел увидеть очарование и поэзию в самом обыденном пейзажном мотиве. В1836 г. после того, как жюри Салона отвергло его картину, художник покинул Париж и уехал в Барбизон, деревню близ леса Фонтенбло. Имя этого художника связано во французском искусстве с таким явлением как Барбизонская школа, лидером и идейным вдохновителем которой он был. Заслуга барбизонцев состоит в создании особого пейзажа, написанного прямо с натуры, и разработке пленэрной живописи, богатой тонкими валерами. Они стремились передать в своих работах непосредственность восприятия и многообразие состояний природы, изучая эффекты скользящего света и атмосферных явлений. Для творчества Руссо характерно тщательное изучение натуры, строго продуманная композиция, гармоничность замысла и исполнения («Группа дубов в лесу Фонтенбло», 1852; «Утро в лесу Фонтенбло»). Его торжественные и монументальные пейзажи несут подлинное природное величие и эпическую мощь.

Другие картины:

  • Весна. Ок.1850
  • Болото в Ландах. 1853
  • Маленький рыбак. 1848-49

Дюпре, Жюль (1811-1889)
Французский художник и график, представитель Барбизонской школы.
Начинал свою творческую карьеру в качестве художника-керамиста на лиможской фарфоровой фабрике. Перебравшись в Париж, Дюпре занялся самообразованием и посещал Лувр, где копировал работы голландских мастеров, пейзажи Пуссена и Лоррена. В 1831 г. художник впервые выставил свои картины в Салоне. Совершил путешествие в Лондон, где на него сильное впечатление произвели работы Дж. Констебла. Дюпре являлся представителем старшего поколения художников Барбизонской школы. Его пейзажи сродни полотнам Т. Руссо, признанного лидера и основателя этой школы, с которым художника связывала многолетняя дружба. Они много путешествовали вместе в поисках новых мотивов по разным уголкам Франции. Несмотря на определенное внешнее сходство и общность сюжетов, полотна Дюпре написаны более свободно, в них ярче проявился романтический дух эпохи. Его пейзажи - это гимн мощи и первородной силе природы, ее красоте и величию («Осенний пейзаж», «Вид в Нормандии», «Дубы у дороги»). В 1849 г. Дюпре был награжден орденом Почетного легиона. В 1860 г., после долгого молчания, художник открыл в Париже большую персональную выставку, поразившую зрителей смелостью и разнообразием представленных работ.

Другие картины:

  • Пейзаж с коровами. 1870-е
  • Волнение на море. 1870
  • Вечер на побережье. 1840-50

Добиньи, Шарль-Франсуа (1817-1878)
Французский художник, представитель Барбизонской школы.
Учился у своего отца, пейзажиста Э. Ф. Добиньи. В 1835-36 гг. посетил Италию. В 1840 г. некоторое время посещал мастерскую П. Делароша. В начале творческой карьеры зарабатывал на жизнь реставрацией, занимался гравюрой и книжной иллюстрацией. С середины 1840-х гг. основной темой его творчества становится пейзаж. Добиньи был одним из первых, кто начал писать картины на открытом воздухе, отдавая предпочтение непритязательным сельским видам («Утро», «Берега Уазы». 1859). Художник любил писать пейзажи с водой: для этой цели он оборудовал специальную лодку-мастерскую, в которой жил и работал (серия «Путешествие в лодке», 1862). Художественные идеалы и живописная манера Добиньи близки художникам Барбизонской школы. Однако, его живопись выглядит более созерцательной и камерной: он избегает сильных композиционных и световых эффектов, уделяя внимание непосредственности впечатлений и точности в передаче световоздушной среды. Художник неоднократно бывал в Англии и, безусловно, испытал на себе влияние английской пейзажной традиции Р. Бонингтона и Д. Констебла. Однако присутствующая в его картинах легкая нота грусти свидетельствует о влиянии творчества близкого друга художника Камиля Коро, с которым Добиньи часто работал вместе.

Другие картины:

  • Берег реки. 1866
  • Снег. 1873
  • Сельский пейзаж. 1872

Вернуться назад