Культура » Живопись

Болонская школа

Доменикино «Христос, несущий крест». Ок.1610
Доменикино «Сусанна и Старцы». 1603
Анн.Карраччи «Мария Магдолена». Ок.1598
Анн.Карраччи «Выбор Геракла». Ок.1596

Болонская школа, одна из школ итальянской живописи с центром в городе Болонья. Произведения болонских живописцев уже в 14 в. выделялись острой характерностью и экспрессией образов, однако как историко-художественное понятие Болонская школа связывается прежде всего с одним из течений итальянской живописи эпохи формирования и расцвета барокко. Художники Болонской школы конца 16-17 вв. (братья Карраччи, Г. Рени, Доменикино), опиравшиеся на несколько внешне воспринятые художественные приемы мастеров Высокого Возрождения, в своих декоративно-эффектных станковых композициях, алтарных образах и монументальных росписях заложили основы европейского академизма.

Доменикино (1581-1641)
Итальянский художник, представитель болонской школы.
Настоящее имя - Доменико Цампьери. Учился у Д.Кальварта и Л.Карраччи. После учебы в 1602 г. вместе с Ан. Карраччи поехал в Рим, где помогал учителю в росписи Палаццо Фарнезе. Он прожил в Риме почти тридцать лет, заняв ведущее положение среди городских живописцев. В 1631 г. Доменикино переехал в Неаполь, где выполнил роспись потолка часовни кафедрального собора св. Дженнаро.
Творчество Доменикино эклектично и подражательно. В нем сочетаются традиции болонской школы живописи и влияние искусства мастеров Высокого Возрождения, особенно Рафаэля и Корреджо. Ранние работы художника выполнены в строгой классицистической манере, с середины 1620-х гг. в его живописи начали проявляться черты, характерные для искусства барокко. Полотна Доменикино отличаются четкостью рисунка, мягкостью света, гармоничным изяществом и поэтическим чувством. Он стал известен как мастер монументальной живописи, автор картин на библейские и мифологические сюжеты («Последнее причастие св. Иеронима», 1614; «Охота Дианы», ок.1620) и великолепный портретист. Однако славу художнику принесли оригинальные пейзажи с фигурками людей и архитектурными строениями, приведшими в восхищение Пуссена. Классическая ясность его композиций во многом предвосхитила достижения мастеров французской школы.

Другие картины:

  • Дева и единорог. Ок. 1602
  • Диана и нимфы. 1616-17
  • Пейзаж с Товием, ловящим рыбу. 1617-18
  • Охота Дианы. Ок. 1620

Карраччи, Аннибале (1560-1609)
Итальянский художник, представитель болонской школы.
Учился у старшего брата Аг. Карраччи и П. Тибальди. Работал в Риме и Болонье, где в начале 1580-х гг. вместе с двумя братьями основал «Академию вставших на истинный путь», которая стала центром прогрессивного искусства в Италии. Выступая против условности и вычурности царившего тогда маньеризма, братья Карраччи ориентировались на идеал красоты, берущий начало в античности и искусстве Возрождения, уделяя особое внимание рисованию с натуры и постоянным упражнениям.
В ранних жанровых работах Ан. Карраччи пытался соединить обобщенный язык классики с натурой, взятой из жизни, нередко внося в действие элемент гротеска («Мясная лавка», 1580-е г.; «Бобовая похлебка», ок. 1585). В 1595 г. художника приглашают в Рим, где он создаст лучшие свои работы. По заказу кардинала Фарнезе Карраччи выполнил росписи галереи в его фамильном дворце, считающиеся шедевром декоративного искусства. Созданные по мотивам «Метаморфоз» Овидия, в них в полной мере раскрылось жизнеутверждающее мировосприятие художника, его безудержная фантазия, многогранность таланта. Потрясающей лаконичностью и совершенным построением композиции отличаются пейзажные работы Карраччи («Бегство в Египет», ок. 1604), оказавшие сильное влияние на творчество Доменикино и Н. Пуссена.

Другие картины:

  • Венера и Адонис. Ок.1595
  • Вакханка. Ок.1595
  • Едок бобов. 1580-е

Вернуться назад