Культура » Живопись

Умбрийская школа

П.Перуджино «Апполон и Марсий». 1480-е
П.Перуджино «Мадонна с младенцем»
П.Перуджино «Св.Михаил». 1496-1499
П.Перуджино «Мадонна с младенцем с святыми». Ок.1497
П.Перуджино «Передача ключей св.Петру». Фреска. 1481-1482
Пинтуриккио «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем»
Пинтуриккио «Спор Св.Екатерины Александрийской с философом». 1492-1495
Пинтуриккио «Возведение в кардинальный сан»

Умбрийская школа, живописная школа Италии 13 - начала 16 вв. с центром в городе Перуджа. В творчестве мастеров Умбрийской школы, в конце 14 - начале 15 вв. бывшей значительным центром позднеготического итальянского искусства, со 2-й половины 15 в. возобладали принципы культуры Раннего Возрождения (работы Перуджино, Л. Синьорелли, Пинтуриккьо, раннего Рафаэля). Для Умбрийской школы характерны тонкий лиризм, плавность и музыкальность линейных ритмов, ощущение поэтической гармонии человека и природы, мягкость колористических решений.

Перуджино, Пьетро (1445-1523)
Итальянский художник, представитель умбрийской школы.
Настоящее имя - Пьетро ли Кристфо Вануччи. Он родился в городке Чита делла Пьеве, а свое прозвище получил, потому что работал большую часть жизни в Перудже. Значительную роль в становлении творческого стиля художника сыграли годы учебы во Флоренции в мастерской Вероккио и знакомство с произведениями Пьеро делла Франческа. Первой серьезной работой художника стало участие вместе с Боттичелли, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли в росписи недавно построенной Сикстинской капеллы в Риме. Его фреска «Христос, вручающий ключи св. Петру» (1481-82) отличалась величавым спокойствием, уравновешенностью композиций и плавностью и округлостью линий. Творческое наследие мастера состоит в основном из алтарных работ, в которые он внес душевно-проникновенную ноту. Сила искусства Перуджино - в изображении душевных состояний, когда человек находится в гармонии с собой и окружающим миром. Ему присущи вольная пространственность и особая нежность в передаче среды, в мягкой дымке которой теряют свои резкие очертания силуэты фигур. Эту характерную черту стиля Перуджино перенял впоследствии Рафаэль, бывший его учеником. Искусство художника трудно сопоставить с тем, что о нем отзывались как о маловерующем, способном на все ради денег человеке.

Пинтуриккио (1454-1513)
Итальянский художник, представитель умбрийской школы.
Настоящее имя - Бернардино ди Бетто ди Бьяджо. Проявите «Пинтуриккио» означало «маляр», «мазила». Как считают, родился он в Перудже. Учился у Б. Капорали, помогал Перуджино при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (1481-82). Его стиль испытал сильное влияние Перуджино, особенно заметное в изображении изящных фигур, хотя ученик уделяет больше внимание декоративным эффектам, чем целостности композиции. Две самые значительные работы художника - росписи ватиканских апартаментов папы Александра VI Борджиа (1492-94) и библиотеки Пикколомини (папы Пия II) в Сиенском соборе (1502-07). В этих фресках явственно выразился характерный стиль мастера: богатство и единство орнаментальных и изобразительных мотивов, легкий радостный колорит, тщательное тонкое письмо, живое воображение и простодушное очарование.
Не смотря на тяжелую судьбу, искусству Пинтуриккио в целом присуща светлая оптимистическая образность. Недаром с его именем связывают один из самых поэтичных портретов XV в.- «Портрет мальчика» (ок. 1490). В этой работе Пинтуриккио выступил как своеобразный мастер, прежде всего в выборе модели: детские портреты - редкое явление в эпоху Ренессанса. Художник сумел почувствовать и психологически достоверно раскрыть детскую душу.

Другие картины:

  • Странствия Моисея в Египте. 1481-82
  • Крещение Христа. 1481-82
  • Портрет мальчика. Ок. 1490

Вернуться назад