Культура » Живопись

Флорентийская школа

С.Боттичелли «Благовещение»
С.Боттичелли «Афина Паллада и кентавр». 1480-е
С.Боттичелли «Рождение Венеры». Ок.1485
С.Боттичелли «Марс и Венера». Фрагмент. 1483
С.Боттичелли «История Настаджо дельи Онести». 1483
А.дель Верроккьо «Крещение»(вместе с Л.да Винчи). После 1470
А.дель Верроккьо «Голова ангела». Рисунок. 1470-1480
А.дель Верроккьо «Мадонна с младенцем»

Флорентийская школа, одна из ведущих итальянских художественных школ эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция. Формированию Флорентийской школы, окончательно сложившейся в 15 в., способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лико делла Мирандола и др.), обратившейся к наследию античности. Родоначальником Флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто, придававший своим композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность. В 15 в. основоположниками искусства Ренессанса во Флоренции выступили архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо, за которыми последовали архитектор Л.Б. Альберти, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано и др. В архитектуре Флорентийской школы в 15 в. был создан новый тип ренессансного палаццо, начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающей гуманистическим идеалам эпохи. Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 в. характерны увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры (произведения А. дель Верроккьо, П. Уччелло, А. дель Кастаньо и др.), а для многих ее мастеров - особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Б. Гоццоли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Боттичелли, Пьеро ди Козимо и др.). Искания мастеров 15 в. завершили великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень. В 1520-е гг. начинается постепенный упадок школы, несмотря на то, что во Флоренции продолжал работать ряд крупных художников (живописцы Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто, скульптор А. Сансовино); с 1530-х гг. Флорентийская школа становится одним из главных центров искусства маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари, живописцы А. Бронзино, Я. Понтормо). В 17 в. Флорентийская школа приходит в упадок.

Боттичелли, Сандро (1445-1510)
Итальянский художник, представитель флорентийской школы.
Настоящее имя - Алессандро ди Мариано Филиппепи. Обучался у известного художника фра Филиппе Липпи, от которого перенял орнаментальность деталей и нежный колорит. Расцвет творчества Боттичелли приходится на время правления семейства Медичи - периода процветания новой ренессансной культуры. Очарованный античной цивилизацией, заново осмысленной в эпоху Возрождения, Боттичелли создает непревзойденные образцы поэтической живописи: «Весна» (ок. 1478) и «Рождение Венеры» (ок. 1484). Слава живописца выходит далеко за пределы Флоренции, и по приглашению папы Римского художник принимает участие в росписи Сикстинской капеллы Ватикана (фрески «Искушение Христа», «Юность Моисея»). В старости Боттичелли увлекается идеями Савонаролы - проповедника аскетизма. Меняется стиль его живописи, усиливаются религиозные тенденции. В творчестве художника ощущаются трагизм и надломленность («Клевета», ок. 1494 г.).
Отказываясь от реализма, художник ставит на первое место чистую, изящную линию, ритм и декоративность композиции. Его картины решены в плоской, двухмерной манере, фигуры подчеркнуто утонченны, что присуще готическому искусству. Яркий насыщенный колорит картин, энергичные охристые тени в передаче телесного цвета выражают неповторимый стиль художника.

Верроккьо, Андреа дель (1435/1436-1488)
Итальянский художник и скульптор, представитель флорентийской школы.
Настоящее имя - Андреа ди Сионе. Мастер-универсал, одинаково успешно работавший в разных жанрах и формах - ювелирное дело, скульптура, живопись, архитектура и музыка. Известен прежде всего как выдающийся скульптор, автор статуи Давида и конного монумента Бартоломео Коллеони, одной из вершин искусства Возрождения. Лишь в середине 1460-х гг. художник обратился к живописи. Он открыл мастерскую, в которой обучал молодых людей, поручая им выполнять в своих картинах фоны и детали одежды. В ней учились Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и Леонардо да Винчи. Мастерская Верроккьо была самой известной во Флоренции этого времени. Большинство картин мастер писал на евангельские сюжеты, среди которых выделяются изображения Богоматери. Самой знаменитой живописной работой художника является картина «Крещение Христа» (1470), выполненная при участии да Винчи. Обилие золотых вышивок и роскошных драгоценностей в работах мастера, точность отделки мельчайших деталей напоминают о первоначальном ремесле художника - ювелирном. Полотна Верроккьо обнаруживают хорошее знание искусства античной эпохи, а также своих непосредственных предшественников (прежде всего Донателло, учеником которого он являлся). Свои произведения художник стремился довести до совершенства, что часто служило задержкой в окончании работы.

Вернуться назад