Патологии » Игрушки

Авиационная тактическая ракета Х-29л

Х-29л

Ракета Х-29л предназначена для поражения в простых метеоусловиях наземных целей типа: прочные укрытия самолетов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.

Разработка ракеты Х-29 с лазерной головкой самонаведения началась в КБ «Молния» под руководством главного конструктора М.Р.Бисновата, в дальнейшем работы были переданы в МКБ «Вымпел». Х-29л принята на вооружение в 1980 году. Х-29л (изделие 64л) оснащена ГСН того же типа (24Н1), что и Х-25. Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята на вооружение всех типов машин ударной авиации.

Изготовитель - Ленинградский Северный завод, БАПО «Иглим».

На вооружении ВВС России кроме ракеты Х-29л имеются и другие модификации ракеты этой ракеты: Х-29т - с телевизионной и Х-29мп - с пассивной радиолокационной головками самонаведения.

Ракета Х-29л поставлялась на экспорт. Экспортированные в Ирак Х-29л использовались и с французских истребителей «Mirage»-F.1, прошедших доработку прицельной системы системы и оборудованных АКУ-58.

На западе ракета получила обозначение AS-14 «Kedge».

Ракета Х-29л выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет модульную конструкцию из пяти отсеков - ГСН, отсека управления, боевой части (БЧ), двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков.

Ракета оснащена полуактивной лазерной системой самонаведения - подсвеченная лучом лазера цель становится вторичным «светящимся» источником излучения. Наведение на цель проводится по методу пропорционального сближения, заключающемся в наведении на цель с упреждением таким образом, чтобы поперечная перегрузка ракеты была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН типа 24Н1.

Для поражения прочных и защищенных целей ракеты Х-29 оснащены мощной бетонобойной БЧ весом 317 кг (масса взрывчатого вещества -116 кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды. БЧ имеет специальное противорикошетное устройство на передней части корпуса, повышающее эффективность действия при малых «скользящих» углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя («мгновенно» или с «замедлением») задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла.

Большая масса потребовала использования мощного источника питания (ПАД), для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом электроснабжения в 40 сек.

Система управления в вертикальной плоскости может работать в двух режимах.

При пусках ракеты с носителей, оборудованных станцией подсвета типа «Прожектор», у которой луч подсвета неподвижен относительно продольной оси самолета, система управления в двух плоскостях работает в режиме самонаведения. При пусках с носителей, на которых установлены станции подсвета типа «Клен» и «Кайра» (луч подсвета подвижен относительно оси самолета), система управления ракеты в вертикальной плоскости позволяет проводить наведение в три этапа: на первом этапе по логарифмической траектории (автономное наведение), на втором - происходит разворот ракеты на цель, на третьем -- ракета переходит на самонаведение. Это позволяет увеличить угол подхода к цели при пусках с малых высот. Перед целью ракета делает «горку». Система управления также стабилизирует ракету по курсу, крену, тангажу.

Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней с необходимой точностью лазерного луча были созданы станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра» и «Кайра-К». В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других станций самолетов группы. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого обьекта на TV-индикаторе. Точное удержание луча подсветки на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5-7 м на предельных дальностях стрельбы.

Для транспортировки и хранения ракеты Х-29л используется контейнер.

ОАО «Корпорация «Фазатрон-НИИР» предлагает установить на ракеты Х-29л и Х-29т когерентные АРЛГСН весом 15-18 кг, при этом вес ракет составит 650-680 кг и дальность пуска до 10 км.

В апреле 1987 года в Афганистане Су-25 А.Руцкого и комэска Высоцкого, атакуя вырубленные в скалах под Хостом склады, впервые применили управляемые ракеты Х-29л и Х-25 с лазерным самонаведением, подсветку цели для которых с помощью бортового дальномера-целеуказателя «Клен-ПС» мог вести и другой штурмовик, но такая методика использовалась нечасто по той же причине -- летчикам не всегда удавалось с высоты различать и фиксировать лучом малозаметные объекты. Так, при первом применении из четырех пущенных Х-29Л в цели, затянутые дымом, попали только две. Лучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность. Первое время наземные лазерные целеуказатели пробовали монтировать на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-70, на которых система была укрыта под броней и выдвигалась наружу при работе.

Противник быстро оценил значение необычно выглядевших машин и старался расстрелять их в первую очередь. После нескольких особенно удачных пусков, когда ракеты накрыли штабы и исламские комитеты, охота на БОМАН началась на дорогах и стоянках, заставляя прятать машины за колючей проволокой и минными заграждениями хорошо охраняемых аэродромов. Ракеты стали надежным оружием поражения пещерных укрытий, практически неуязвимых для других боеприпасов. Моджахеды использовали их под склады и тайники, оборудовали мастерские по ремонту оружия (в пещерном городе на базе Джавара находился целый патронный завод). Изрытые норами горы превращались в естественные крепости - затащив наверх безоткатные орудия ДШК и минометы, душманы устраивали огневые позиции, закрытые от обстрела снизу, и выбить их оттуда артиллерия и танки не могли. Огонь с высившихся скал был губительно точен, а подобраться к ним не давали крутые откосы и завалы. При использовании авиации противник прятался в глубине под толстыми сводами, а бомбы и НАР впустую крошили камни вокруг. Переждав налет, стрелки выбирались наружу и продолжали вести огонь. Точность попадания Х-29л и Х-25 была поразительной - ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной БЧ с избытком хватало для уничтожения цели. Особой эффективностью отличалась тяжелая Х-29Л с БЧ массой 317 кг, заключенной в прочный корпус. Пробивая камень, она уходила вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Если же в пещере скрывался склад боеприпасов, успех был поистине оглушительным.

Ракетную атаку Су-25 ярко описал командир десантной роты, прижатой к земле огнем из нависшего над Багланским ущельем дота: «Головы было не поднять, как вдруг над нами проскочила пара самолетов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло дот в щебенку». Чаще достаточно дорогие ракеты применяли по штучным целям, используя данные разведки и тщательно готовя каждый удар. Пуски выполняли с дальности 4-5 км с пологого пикирования под углом 25-30 град., отклонение ракет от точки прицеливания при этом не превышало 1,5-2 м. По данным ОКБ Сухого всего в ДРА было произведено 139 пусков управляемых ракет.

Произведенные расчеты боевой эффективности применения Х-29л выглядят вполне убедительно: так для уничтожения крупного дота требовалось звено истребителей-бомбардировщиков с полной загрузкой ФАБ-500 и С-25 (8т бомб и 4 ракеты), в то время как та же задача могла быть решена одним штурмовиком Су-25 с парой Х-29; автомобильный мост стометровой длины выводился из строя шестеркой самолетов с дюжиной ФАБ-500, либо всего лишь парой с четырьмя Х-29.

Вернуться назад