Патологии » Игрушки

15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18

15П018

Стратегический ракетный комплекс (РК) третьего поколения 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью (РГЧ), создан в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного РК 15П014 (Р-36М) и является высокоэффективным, универсальным комплексом стратегического назначения. Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные и особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 кв.км, в условиях эффективного противодействия средств ПРО вероятного противника.

Разработка комплекса 15П018 была задана Постановлением ЦК и СМ СССР от 16 августа 1976 года.

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 года на полигоне Байконур и закончились 27 ноября 1979 года. 18 сентября 1979 года три ракетных полка ( грн.: Жангизтобе, Домбаровский, Ужур, командиры: Г.М.Каневский, В.И.Зверев, Г.С.Сидоренко ) приступили к несению боевого дежурства на новой ракетной технике.

Во второй половине 1970-х годов в КБСМ были выполнены работы по повышению защищенности ракетных комплексов 15П018. В результате был создан комплекс, не уступающий по уровню защищенности американским стратегическим ракетам наземного базирования.

По состоянию на 1987 год было развернуто 308 МБР Р-36М УТТХ (грн.: Домбаровский, Карталы, Жангиз-Тобе, Алейск, Ужур, Державинск) в составе пяти ракетных дивизий, в которых было по 30, 46, 52 или 64 ШПУ. На 1998 год в составе РВСН оставалось 122 шахтных пусковых установок (ШПУ) с МБР Р-36М УТТХ.

Серийное производство ракет Р-36М УТТХ было организовано на ПО «Южный машиностроительный завод» в Днепропетровске.

Повышение эффективности РК 15П018 по сравнению с прототипом было достигнуто за счет:

  • повышения точности стрельбы в 2-3 раза;
  • увеличения мощности зарядов боевых блоков (ББ);
  • увеличения района разведения ББ;
  • применения ШПУ и КП высокой защищенности;
  • повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ.

В 1983 году конструкторскому коллективу КБ «Южное» было поставлено задание доработать ракету Р-36М УТТХ таким образом, чтобы она могла преодолевать перспективную американскую систему противоракетной обороны, а также повысить защищенность ракеты и всего комплекса к действию поражающих факторов ядерного взрыва. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвертого поколения, пришедшей на смену Р-36М УТТХ и получившей обозначение Р-36М2 (15А18М - «Воевода»), были завершены в сентябре 1989 года.

На западе комплекс Р-36М УТТХ получил обозначение SS-18 «Satan» mod.4 («Сатана»), по договору СНВ-1 - РС-20Б.

В целом компоновочная схема ракеты 15А18 подобна 15А14 и включает первую, вторую и боевую ступени. В составе ракеты 15А18 использованы без доработок I и II ступени ракеты 15А14. Наддув топливных баков - химический: баки горючего - впрыском окислителя, баки окислителя - впрыском горючего. Материал корпуса топливных баков - алюминиево-магниевый сплав. Двигатель первой ступени - четырехкамерный ЖРД РД-264 замкнутого типа с системой управления расходом топлива. Вторая ступень оснащена однокамерным маршевым и четырёхкамерным рулевым ракетными двигателями (ЖРД РД-0229 и РД-0257), выполненных по закрытой и открытой конструктивной схеме соответственно. Разделение ступеней, отделение боевой ступени - газодинамическое.

Для ракеты 15А18 была разработана новая ступень разведения 15Б157 диаметром 3м и высотой 1м, снабженная ЖРД с качающимися камерами, работающими на основных компонентах топлива, и новая РГЧ 15Ф183 с десятью новыми скоростными блоками 15Ф162, снаряженными зарядами повышенной мощности А134ГА. Двигатель 15Д177 для ступени разведения был выполнен четырехкамерным, по открытой схеме без дожигания генераторного газа, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением с одного режима на другой для создания наиболее оптимальных условий при разведении всех ББ на вероятных театрах военных действий.

Одна из конструктивных особенностей двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. При транспортировке и полете ракеты КС располагались внутри ступени разведения. После отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводили камеры за наружный контур отсека, разворачивали их в рабочее положение для реализации «тянущей» схемы разведения ББ и закрепляли пневматическими фиксаторами. На этом двигателе впервые была введена проверка отсутствия засорения магистралей методом продувки воздухом с замером перепадов давления ротаметрами.

Новая РГЧ 15Ф183 была выполнена по двухярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Впервые были разработаны и применены безымпульсные устройства отделения ББ и пружинные толкатели, закручивающие ББ вокруг оси в момент их отделения от платформы.

Модернизация системы управления заключалась в реализации более полных законов управления со сведением практически к нулю методических ошибок, а также увеличением памяти БЦВМ. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, время готовности ракеты к пуску сократилось до 62 с.

Значительно улучшены параметры системы прицеливания за счет повышения точностных характеристик аппаратуры, повышения удароустойчивости и ударопрочности, в т.ч. автоматического гирокомпаса в разарретированном положении, применения системы упреждающего запуска и квантового оптического гирометра с высоким быстродействием, позволяющим проводить многократную коррекцию прицеливания при заданных моделях ядерного воздействия по ШПУ.

Боевой стартовый комплекс (БСК) для МБР Р-36М УТТХ разработан в КБ Специального Машиностроения (Средств Механизации) под руководством главного конструктора В.С.Степанова, включает 8 шахтных пусковых установок типа ОС (одиночный старт) высокой защищенности и один унифицированный командный пункт КП 15В155 (15В52У) высокой защищенности контейнерного типа. КП 15В52У разработан в ЦКБТМ под руководством Б.Р.Аксютина и А.А.Леонтенкова. КП размещается на подвеске в шахте на специальной амортизации. Вес КП - 130т. Диаметр ШПУ - 5,9 м, высота - 39 м. Большая степень заимствования агрегатов и систем из комплекса 15П014 и их освоение предприятиями промышленности обеспечили высокую технологичность систем и оборудования созданного комплекса и возможность производства его с минимальными затратами в короткие сроки. Значительно улучшились эксплуатационные характеристики всего комплекса, возросла защищенность шахтных пусковых установок и пунктов управления.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), устанавливается в шахтную пусковую установку в заправленном состоянии и находится на боевом дежурстве в полной боевой готовности. ТПК с термостатированием. Длина 27,9, диаметр 3,5 м. Тип старта - минометный, со специальным поддоном на котором крепится ПАД, после выхода из ШПУ поддон отделяется пружинным толкателем и уводится в сторону пороховым ракетным двигателем. Система амортизации ТПК в ШПУ - маятникового типа, горизонтальная - двухпоясная с гидродемпферами, вертикальная - с пневматическим амортизатором. Изготовление пневматических амортизаторов было развернуто на Волгоградском заводе «Баррикады».

Для загрузки ТПК с МБР типа Р-36М и командного пункта 15В52У в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537. В состав основных узлов и систем установщика входят: рама, стрела, механизм подъема и опускания стрелы, задний колесный ход, полиспасная система, гидросистема, электрооборудование, вспомогательное оборудование. Масса автопоезда 69914 кг, нагрузка на переднюю ось - 42000 кг, нагрузка на заднюю ось - 27914 кг, радиус поворота - 35 м. Длина - 26460 мм, высота - 4600 мм, ширина -- 3350 мм.

Боевое применение комплекса обеспечивается в любых метеоусловиях при температуре воздуха от -50 до +50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, в т.ч. после ядерного воздействия по БРК.

По программе летных испытаний на 5 НИИП проведено 19 пусков, из них 17 - успешных. Причины двух отказов явились потеря устойчивости первой ступени из-за выхода из строя рулевой машины, потеря устойчивости боевой ступени из-за ненормальности ее отделения от второй ступени (наличия механической связи после команды отделения). Причины были устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных. Фактическая полетная надежность ракеты с учетом доработок на этапе летных испытаний и обеспечением качества изготовления составляет 0,965.

Высокая надежность комплекса подтверждена 159 успешными пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Четыре отказа при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

Распад СССР и трудности экономического развития России в 1990-х годах потребовали продления сроков эксплуатации МБР Р-36М УТТХ до замены их комплексами российской разработки. С этой целью 17 апреля 1997 года был произведен успешный пуск ракеты Р-36М УТТХ, изготовленной 19,5 лет назад. НПО «Южное» совместно с 4-м ЦНИИ МО провело работы по увеличению гарантийного срока эксплуатации ракет с 10 лет последовательно до 15, 18 и 20 лет. 15 апреля 1998 года с космодрома Байконур был произведен учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.

Специалисты России и Украины предложили создать на базе ракет Р-36М УТТХ/ Р-36М2 космический ракетный комплекс для выведения на круговые 300-километровые околоземные и высокоэллиптические орбиты космические аппараты весом более 3 тонн. Для реализации этой программы, получившей название «Днепр», в 1997 году решениями правительств России и Украины была создана специальная российско-украинская международная космическая компания «Космотрас». Она объединила головные предприятия двух стран, в свое время создававших МБР Р-36М .

21 апреля 1999 года с помощью РН «Днепр» с космодрома Байконур был запущен английский научный спутник «Уосат-12». 26 сентября 2000 года на орбиту были выведены пять малых научных спутников Италии, Саудовской Аравии и Малайзии.

Вернуться назад