Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Практически сразу же с развертыванием серийного производства Ту-4 начались работы по совершенствованию его конструкции и, прежде всего, увеличению дальности полета. Этот показатель для советских стратегических бомбардировщиков того времени стал чуть ли не решающим, так как боевой радиус Ту-4 не позволял наносить удары по территории США, а заморских баз, в отличии от американцев, у Советского Союза не было.
1 декабря 1949 года совершил первый полет опытный бомбардировщик Ту-80 - ближайшее развитие Ту-4. После проведения первого этапа летных испытаний этот самолет признали не перспективным и работы по его доводке свернули.
9 января 1951 года в небо поднялся четырехмоторный межконтинентальный бомбардировщик Ту-85, значительно превышавший своих предшественников размерами, массой и боевыми характеристиками. При его конструировании ставилась одна главная цель - получить наибольшую дальность полета. Чтобы решить эту задачу, нужно было оснастить самолет мощными двигателями, запас горючего для которых можно было разместить только в крыле большого удлинения. На бомбардировщик установили новейшие моторы ВД-4К номинальной мощностью 3800 л.с. и взлетной - 4300 л.с., разработанные в ОКБ В.А. Добрынина.
Конструкция Ту-85 была намного совершенней чем у Ту-4. За счет применения более толстой обшивки крыла было достигнуто снижение его массы. Большое количество баков позволило брать в полет запас топлива и масла весом 44 т.
Вооружение самолета составляли 10 пушек НР-23 с дистанционным управлением. Он мог поднимать до 20 т бомб. Скорость на высоте 10000 м составила 638 км/ч. Дальность полета с запасом бомб в 5 т - 12000 км. Экипаж - 11 или 12 человек, а для работы в две смены при выполнении полетов на максимальную дальность - до 16 человек.
Чтобы подтвердить эти характеристики 12 сентября 1951 г. был организован специальный полет Ту-85. Стартовав с одного из аэродромов, бомбардировщик пролетел по ломанному маршруту над территорией Советского Союза 12020 км. Примерно на половине пути была сброшены имитаторы бомбовой нагрузки массой 5100 кг. Боезапас стрелкового вооружения (1200 кг) расстреляли в ходе полета. Экипаж самолета, который возглавлял летчик А. Перелет, состоял из 16 человек. Руководители испытаний и ВВС остались довольны и было принято решение запустить самолет в серию.
Характеристики Ту-85 были хороши для начала 50-х годов (советский бомбардировщик при меньшей взлетной массе практически не уступал американскому B-36D). Однако быстрое развитие турбореактивных и турбовинтовых двигателей открыло совершенно новые возможности и вызвало резкое повышение требований ко всем классам самолетов. Скорости порядка 660 км/ч уже перестали удовлетворять ВВС. По этим причинам работы по внедрению Ту-85 в серию быстро свернули.