Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
В ноябре 1967 года в состав Северного флота вступил первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения типа <Навага> (проект 667А, главный конструктор С.Н. Ковалев). Он продолжил эволюционный путь развития советских атомных ракетных подводных лодок. Внешне корабль походил на американские ПЛАРБ, но конструктивно отличался от них довольно значительно.
Советский подводный ракетоносец имел энергетическую установку с двумя ядерными реакторами и двухвальную схему, позволявшую развить скорость подводного хода до 30 узлов, но усложнявшую управление лодкой и отрицательно влиявшую на ее акустические характеристики. Однако другого пути не было. Конструкторы учитывали, что субмаринам придется нести свою службу в тяжелых ледовых условиях Арктики, где в основном базировались стратегические ракетоносцы. К тому же Советский Союз, в отличии от США, не имел сети военно-морских баз, разбросанных по всему миру. В связи с этим и было выдвинуто требование дублирования всех жизненно необходимых систем подводных лодок. Конструкция корпуса корабля позволяла погружаться на глубину до 400 м.
Вооружение <Наваги> составляли 16 баллистических ракет Р-27 комплекса Д-5 и шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм с многоцелевыми торпедами для самообороны. Пусковые установки располагались в вертикальных шахтах, размещенных в два ряда по восемь. Впервые был реализован способ ракетной залповой стрельбы. Исходные данные для систем управления БРПЛ вырабатывала боевая информационно-управляющая система.
Для своего времени эта субмарина была вполне удачной и в период с 1966 по 1974 год ее строили на двух судостроительных заводах крупной серией (34 единицы) для Северного и Тихоокеанского флотов. Большая скорость подводного хода позволяла уходить от противника. Однако, шумность лодки оставалась высокой несмотря на применение многолопастных гребных винтов. Известно, что с увеличением числа лопастей давление на них распределяется более равномерно, благодаря чему значительный шум появляется только на очень больших скоростях.
Существенным недостатком ракетоносцев этого типа оставалась недостаточная дальность полета их баллистических ракет. Это заставляло выбирать районы патрулирования вблизи от вероятных целей, а значит и у чужих берегов, что значительно усложняло решение проблемы обеспечения боевой устойчивости советских подводных лодок.
В конце 1973 года на вооружение принимается усовершенствованная ракета Р-27У с моноблочной головной частью и дальностью полета 3000 км, а в январе 1974 года - ракета, оснащенная разделяющейся головной частью с тремя боевыми блоками рассеивающегося типа мощностью по 200 кт каждый. Прошел модернизацию и ракетный комплекс подводного корабля. С 1972 года его стали устанавливать на строящиеся лодки, а затем - на часть модернизируемых в ходе планового капитального ремонта ракетоносцев.
На одной из ранее построенных атомных лодок проекта 667А в 1977 году в ходе модернизации был установлен первый в СССР ракетный комплекс Д-11 с твердотопливной БРПЛ Р-31. При этом количество пусковых шахт пришлось уменьшить до 12. После завершения в 1980 году испытаний Правительство Советского Союза приняло решение отказаться от внедрения РК Д-11 на других кораблях. В результате РПК СН проекта 667АМ <Навага-М> остался в единственном числе. Его боевая служба продолжалась всего 10 лет.
Последние ракетоносцы типа <Навага> находились в боевом составе флотов до конца 1995 года. Для их вооружения было произведено свыше 1800 БРПЛ Р-27 разных модификаций. Один подводный крейсер был потерян в 1986 году. 3 октября на лодке, совершавшей патрулирование в 480 милях северо-восточнее Бермудских островов в подводном положении, произошел взрыв одной из ракет из-за того, что в ракетную шахту стремительно стала поступать забортная вода, которая раздавила корпус ракеты. Воспламенение компонентов топлива привело к взрыву. Экипаж и корабль от моментальной гибели, вероятно, спасли прочная конструкция корабля и то обстоятельство, что значительная доля энергии взрыва ушла вверх. Морякам удалось заставить субмарину всплыть, но 6 октября она затонула. Погибли четыре подводника. Кроме этой трагедии за весь срок эксплуатации на РПК СН проекта 667А произошло еще две тяжелые аварии, но они не имели столь трагических последствий.