Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
После окончания Второй мировой войны американское военное руководство оказалось перед фактом необходимости сокращения своих Вооруженных Сил, в том числе и воздушных. За время войны последние претерпели значительные изменения. В начале все авиационные формирования организационно входили в Воздушный Корпус Армии США (другими словами - авиация Сухопутных сил. У Флота и Корпуса морской пехоты были свои авиационные подразделения). 20 июня 1941 года было введено новое название, более соответствующие реальной мощи авиации - Воздушные Силы Армии. В ходе боевых действий и качественно, и количественно американская авиация сильно изменилась. Были сформированы Воздушные армии (ВА), в том числе и для решения стратегических задач уничтожения промышленного потенциала фашисткой Германии. Воздушные Силы были выделены в самостоятельный вид.
В начале 1946 года была проведена реорганизация американских ВВС. Почти все боевые авиачасти вошли в состав образованных Стратегического авиационного командования (САК) и Тактического авиационного командования. 21 марта САК стало самостоятельным родом авиации США. В его подчинение передали 2-ю и 15-ю ВА, а с 7 июня - и 8-ю Воздушную армию. В состав первой входили истребительные крылья, укомплектованные самолетами P-51D <Мустанг> (всего 81 истребитель), задачей которых было обеспечение прикрытия бомбардировщиков от атак истребителей противника. Ударной силой двух других армий стали девять тяжелых бомбардировочных групп, насчитывавших 148 бомбардировщиков В-29. Из них 30 самолетов были переоборудованы в носители атомных бомб. Общее число персонала САК составило 37092 человека. Первым командующим назначили генерала Георга С. Кенни.
Основным предназначением САК считалось нанесение мощных бомбовых ударов, в том числе и с применением ядерного оружия, по стратегическим объектам площадного характера в глубине территории вероятного противника с целью уничтожения его экономического и военного потенциалов. Для обеспечения решения своих задач, по мнению министерства ВВС, стратегическое авиационное командование должно располагать не только необходимым флотом тяжелых бомбардировщиков, но и самолетами-разведчиками, самолетами-заправщиками и транспортной авиацией.
С началом <холодной войны> значительное внимание военно-политического руководства США стало уделяться наращиванию боевого потенциала стратегической авиации. Во вновь разрабатываемых планах войны против Советского Союза появлялось все большее количество целей, запланированных для поражения бомбардировщиками САК. Как следствие этого, стремительными темпами для мирного времени увеличивалось количество тяжелых бомбардировщиков и истребителей. На вооружение поступали новые типы самолетов, обладавшие высокими боевыми и тактико-техническими характеристиками. Для обеспечения развертывания парка самолетов создавались новые авиационные базы не только на континентальной территории США, но и в Западной Европе, Северной Африке и в Японии. Одновременно росло производство ядерных боеприпасов.
Стремительное накопление США арсенала ядерных бомб потребовало увеличения производства их носителей, а стратегам Пентагона позволило разработать новые планы будущих войн. Так в 1948 году президентом Трумэном утверждается план <Чариотир>, предусматривавший нанесение в первые 30 дней возможной войны ударов 133 атомными бомбами по 70 городам Советского Союза. В последующие за этим два года войны предполагалось сбросить еще 200 ядерных бомб. При этом военные аналитики подсчитали, что потери стратегической авиации в ходе этих бомбардировок могут превысить 60 %. Такую цифру руководство страны посчитало неприемлемой. Выход виделся в увеличении числа тяжелых бомбардировщиков и в улучшении их тактико-технических характеристик. Уже в конце 1949 года САК имело 840 стратегических бомбардировщиков в строевых частях, 1350 в резерве и свыше 300 ядерных бомб.
Наращивание боевых возможностей САК становиться приоритетной задачей для Министерства обороны. Сюда направляются лучшие летчики, технический персонал, новейшая авиатехника и огромные денежные средства. Так, например, уже в 1949 году все истребительные группы, входившие во 2-ю ВА, были перевооружены новейшими реактивными самолетами F-84. С целью увеличения дальности полета бомбардировщиков среднего радиуса действия развертывается большое количество самолетов-заправщиков. Руководство САК считало, что их необходимо иметь из расчета обеспечения дозаправки в воздухе примерно 30% всех имеющихся бомбардировщиков.
В 1950 году командующий стратегической авиацией генерал К. Е. ЛеМэй осуществил первую реорганизацию организационно-штатной структуры САК, что позволило значительно упростить управление воздушными армиями и обеспечить высокий уровень боевой подготовки. Все тяжелые бомбардировщики В-36, а также часть самолетов В-50, вошли в состав 8-й ВА, истребители и разведчики - свели во 2-ю ВА. Бомбардировочные группы 15-й ВА комплектовались только самолетами В-29 и В-50. Чтобы обеспечить выполнение боевых задач экипажами этих машин, создавались специальные подразделения самолетов-заправщиков, материальная часть которых развивалась параллельно с развитием ударных самолетов.
В 1950 году для замены устаревших В-29 и В-50 на вооружение принимается тяжелый реактивный бомбардировщик В-47. Было организовано его массовое производство самолетов и ядерных боеприпасов. К следующему году запас атомных бомб был уже доведен до 450 единиц.
В 1951 году была проведена реорганизация базирования самолетов САК по базовому принципу. На каждой авиабазе сформировали авиационные крылья. В состав крыла входило несколько групп однородного состава (например, бомбардировочная группа на самолетах В-50 состояла из двух эскадрилий). На подразделения наземных и технических служб авиабаз возлагалось обеспечение повседневной деятельности базировавшихся авиакрыльев.
Появление у СССР современных реактивных истребителей-перехватчиков, возможности которых выявились в период войны в Корее, обусловили быстрый переход к реактивным самолетам-бомбардировщикам в САК. В боевых действиях приняли участие четыре бомбардировочные группы, укомплектованные самолетами В-29 и RB-29, из состава стратегического командования. Они действовали с авиабаз на о. Окинава и Японских островов. Пик их активности пришелся на 1950 год, когда экипажи практически не встречали сопротивления со стороны противника. Но с появлением советских летчиков-истребителей ситуация коренным образом изменилась. Уже в 1952 году из боевого состава вывели все В-29, а в 1955 году - последний бомбардировщик В-50. Их заменили бомбардировщики В-47, ставшие самым массовым типом самолетов в составе стратегического авиационного командования.
Не многим лучше обстояли дела у тяжелых бомбардировочных авиакрыльев, укомплектованных межконтинентальными бомбардировщиками В-36. Хотя в 1953 году наращивание их числа продолжалось, появившиеся сверхзвуковые перехватчики сделали шансы на успешное нанесение ударов с больших высот невысокими. Чтобы уменьшить время возможных атак истребителей ПВО на экипажи В-36, командование САК решило перенести маршруты своих межконтинентальных бомбовозов в высокие широты Арктики.
В 1955 году стали поступать на вооружение самолеты В-52, способные с успехом заменить устаревшие В-36. Они обладали высокими тактико-техническими характеристиками, делавшими их грозным оружием в умелых руках. К тому времени значительно вырос арсенал ядерных бомб. Если в 1950 году САК располагало 450 атомными бомбами трех типов, то в 1955 году - 4750, в том числе и сверхмощными 21-тонными водородными бомбами Мк 17 мощностью 20 Мт. Поднять этот арсенал могли 1086 В-47, 205 В-36 и 12 В-52. Их дозаправку мог обеспечить 761 самолет-заправщик. Вся эта армада, в случае развязывания войны с СССР и его союзниками, должна была обеспечить реализацию стратегии <массированного возмездия>.
В 1957 году была сформирована 16-я ВА САК. Ее штаб базировался в Испании, на авиабазе Торрехон под Мадридом. В боевой состав этой армии вошли бомбардировочные крылья, укомплектованные самолетами В-47. Для базирования огромного авиационного парка стратегической авиации было задействовано 38 авиабаз на территории США и около 30 - на иностранных территориях, в том числе и в Северной Африке и на о. Гренландия. В этом же году из состава стратегического авиационного командования были выведены истребительные крылья. В различных подразделениях САК проходили службу и работали по найму 224014 человек
В конце 50-х годов по своим боевым возможностям бомбардировочная авиация САК вышла на новый качественный уровень. 12 февраля 1959 года в торжественной обстановке состоялась передача в музей авиабазы Бигс, Техас последнего межконтинентального бомбардировщика B-36J. В этом году в боевых частях эксплуатировалось рекордное за все время существования САК количество бомбардировщиков - 1854 единицы. Для них имелось почти 6000 ядерных боеприпасов. Началось вооружение самолетов В-52 крылатыми ракетами с ядерной боевой частью. Для обеспечения проведения массированных бомбовых ударов с различных удаленных аэродромов можно было использовать 1067 самолетов-заправщиков, из которых 30 % составляли новейшие реактивные КС-135. В этом году в списках личного состава САК числилось 262609 человек.
Но <золотой век> стратегических бомбардировщиков длился недолго. Только до развертывания в 1966 году группировки МБР <Минитмен> они оставались основным средством нанесения ядерных ударов на межконтинентальных дальностях, после чего ушли на второй план. Еще раньше, в 1961-1962 годах, военно-политическое руководство США решило основным средством нанесения ядерных ударов на средних дальностях сделать баллистические ракеты, размещенные на атомных ракетных подводных лодках. Начался массовый вывод из боевых частей самолетов типа В-47. 11 февраля 1966 года был списан последний бомбардировщик этого типа, а 15 апреля - расформирована 16-я ВА.
В период с 1947 по 1966 год на подразделения САК была возложена задача ведения комплексной стратегической воздушной разведки практически на территории всех континентов. Именно самолет-разведчик обнаружил в 1949 году повышенную радиацию в пробе воздуха, что свидетельствовало о взрыве ядерного устройства в Советском Союзе. Американские самолеты постоянно патрулировали вдоль границ СССР и стран социалистического лагеря. Несколько раз, когда они вторгались в чужое воздушное пространство происходили столкновения с перехватчиками, заканчивавшиеся потерями личного состава и техники. В течение пяти лет с 1956 по май 1961 года удавалось вести практически безнаказанно разведку территории Советского Союза при помощи самолетов U-2. В САК имелась одна эскадрилья этих машин. Но ситуация коренным образом изменилась с появлением перехватчиков и ЗРК, способных поражать высоколетящие цели. Достаточно привести такой пример. Из 55 построенных U-2 различных модификаций к 1968 году около 25 было потеряно. Развитие спутниковых систем разведки создало условия для замены стратегических самолетов-разведчиков более эффективными средствами. В составе САК сохранилась одна эскадрилья, оснащенная девятью самолетами-разведчиками SR-71A, которые эксплуатировались до 1993 года. Однако, задачи решаемые экипажами этого подразделения носили ограниченный характер.
Начиная с 1965 и по 1972 год, пилоты САК, летавшие на В-52, участвовали в войне в Индокитае. Это позволило проверить не только боевую выучку экипажей и эффективность бомбардировщиков, но и по-новому взглянуть на задачи стратегической авиации. Окончательно стало ясно, что она уступила решающую роль в нанесении ядерных ударов ракетам морского и наземного базирования. Тем не менее в 1970 году из общего арсенала ядерных боезарядов США, составлявшего 4000 единиц, 2200 приходилось на долю стратегической авиации. Чтобы обеспечить участие тяжелых бомбардировщиков В-52 в первом ядерном ударе, командованию САК пришлось организовать кроме дежурства на авиабазах постоянное дежурство в воздухе части самолетов с ядерным оружием на борту.
С конца 60-х годов начался постепенный вывод в резерв ранних модификаций В-52, модернизация которых была признана не целесообразной. Средние бомбардировщики В-58 заменялись на FB-111. Принимаются на вооружение новые УР SRAM и более совершенные ядерные бомбы. К середине 70-х годов, несмотря на массовую замену старых боеприпасов, применявшихся на самолетах В-47 и В-58, и некоторое сокращение самолетного парка, арсенал САК даже увеличился и насчитывал в 1975 году 2400 боезарядов. Принимаются организационные меры, чтобы повысить эффективность управления боевыми частями. 2-я воздушная армия расформировывается, а ее подразделения передаются в 8-ю армию. Возрастает количество стратегических учений с подъемом в воздух большого числа ударных самолетов и заправщиков.
Военно-политическое руководство США не намеренно было списывать со счетов стратегическую авиацию. Более того выделялись значительные финансовые средства на ее дальнейшее совершенствование и повышение ударных возможностей. Развертываются программы производства ядерных крылатых ракет большой дальности, разрабатывается бомбардировщик В-1. В 1979 году на вооружение поступают первые В-52 - носители крылатых ракет. Их боевая эффективность возросла в несколько раз по сравнению с В-52 - носителями УР SRAM.
В 70-х годах часть В-52 пришлось вывести в резерв на хранения для чего задействовали авиабазу Дэвис Монтан в Аризоне. С одной стороны это диктовалось требование экономить финансовые средства, а с другой ограничениями советско-американских Договоров ОСВ-1 и ОСВ-2, наложивших определенные ограничения на количество носителей двух стран. В 1982 году на вооружение остались только бомбардировщики В-52Н и G. Но и их количество уменьшалось по мере ввода в строй ПЛАРБ ракетной системы <Трайдент>.
В середине 80-х годов на вооружение поступили бомбардировщики В-1В, которые должны были стать носителями крылатых ракет. Предполагалось, что они смогут прорывать глубокоэшелонированную систему ПВО Советского Союза. Но в процессе эксплуатации выяснилось, что такой способ боевого применения данных самолетов в ряд ли может быть реализован по причине недостаточной надежности конструкции В-1В.
В июле 1991 года был подписан советско-американский Договор СНВ-1, предусматривающий 50 % сокращение наступательных вооружений. К этому времени в составе САК имелось 95 В-1, и . Из них носителями крылатых ракет являлись соответственно. На их вооружении имелось 2353 ядерных боезаряда. С началом практической реализации положений Договора часть самолетов была выведена из боевого состава.
В 1992 году произошла реорганизация структур ВВС. Стратегическое авиационное командование было упразднено, а его функции, личный состав и технику передали Боевому командованию. Часть самолетов было перенацелено на выполнение задач с использованием только обычных средств поражения, т.е. их перевели в разряд средств двойного назначения. Были сняты с вооружения бомбардировщики среднего радиуса действия FB-111A.
И все же стратегическая авиация сохранилась в составе ядерной триады США. Продолжается ее качественное совершенствование. Строится серия бомбардировщиков В-2. Модернизируются авиабазы, предназначенные для постоянного базирования и развертывания при переходе к боевым действиям. В настоящее время главными задачами для стратегических бомбардировщиков считаются: демонстрация силы в удаленных регионах; применение высокоточных обычных средств поражения по противнику, угрожающему интересам США в любом регионе земного шара; нанесение одиночного (ограниченного) ядерного удара по агрессивным странам в случае угрозы применения их правящими режимами оружия массового поражения; наращивание усилий в первом массированном ядерном ударе в случае развязывания ядерной войны Дальнейшее развитие будет определятся международной обстановкой в мире и судьбой Договора СНВ-2.