Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Носителем БРПЛ <Поларис-А1> должны были стать атомные ракетные подводные лодки типа <Дж. Вашингтон> (название головной лодки в серии). При ее создании за основу взяли проект атомной торпедной лодки <Скипъяк>, строившейся для нужд флота. Такой подход позволил сократить срок постройки и достигнуть определенной экономии финансовых средств. За рубкой был добавлен 40-метровый ракетный отсек, в котором размещались 16 пусковых ракетных шахт.
По своей конструкции эта ПЛАРБ относилась к полуторакорпусным лодкам. Ее обводы были оптимизированы для достижения максимальной подводной скорости. Второй отсек был удлинен в связи с необходимостью размещения дополнительной аппаратуры. В его трюме был установлен гироскопический успокоитель качки. Он почти в пять раз снижал амплитуду качаний на глубинах до 50 м, что повышало точность стрельбы.
В третьем отсеке располагались ракетные шахты, оборудование, обеспечивавшее обслуживание, подготовку и старт ракет. Здесь же хранился запас сжатого воздуха для стрельбы. Ракеты загружались в шахты в пусковых контейнерах. Остальные отсеки остались без изменений.
Один ядерный реактор S5W обеспечивал работу турбин мощностью 15000 л.с., что позволяло развивать скорость подводного хода до 24 узлов Срок его службы до перезарядки активной зоны составлял пять лет. На лодке стоял один многолопастный гребной винт. На субмарине устанавливалась также вспомогательная дизель-электрическая установка, которую можно было использовать в случае аварии главной энергетической установки (ГЭУ). Под дизелями лодка могла двигаться с пятиузловой скоростью.
Подводная обстановка освещалась активно-пассивным сонаром BQS-4, первая модификация которого позволяла с высокой достоверностью классифицировать цели на дальностях до 7200 м. Для определения надводной обстановки использовались локатор типа BRS-12 и два перископа. Для обеспечения связи и получения боевых приказов на лодке устанавливалось разнообразное радиооборудование.
Помимо ракетного вооружения субмарина оснащалась шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм с боезапасом в 18 торпед Мк16 mod 6 или Мк37, предназначавшихся для самообороны. В 1974 году при очередном перевооружение эти торпеды заменили на Мк48.
Несмотря на то, что рабочая глубина погружения составляла 220 м, пуски ракет можно было провести с глубины не более 25 м при скорости не больше пяти узлов и только последовательно Первая ракета могла стартовать через 15 минут после получения соответствующего приказа. Подготовку ракет к стрельбе и контроль их технического состояния обеспечивала автоматизированная система управления Mk 80. Ракета выбрасывалась сжатым воздухом из пусковой шахты на поверхность, после чего включался маршевый двигатель первой ступени.
Головная ПЛАРБ в серии SSBN 598 GEORGE WASHINGTON была построена не совсем обычным способом. На верфи фирмы Electric Boat строилась атомная торпедная подводная лодка SSN 589 SCORPION. Ее и решено было переделать в ракетную путем вставки ракетного отсека, а заодно и переименовать. GEORGE WASHINGTON спустили на воду 9 июня 1959 года, а 15 ноября 1960 года она вышла на свое первое 66-дневное боевое патрулирование. 11 марта 1961 года в боевой состав морских стратегических ядерных сил была введена пятая ПЛАРБ этого типа - SSBN 602 ABRAHAM LINCOLN. Кроме них ВМС получили SSBN 599 PATRICK HENRY, SSBN 600 THEODORE ROOSEVELT и SSBN 601 ROBERTE E.LEE.
В течение всего активного срока службы эти ракетоносцы были нацелены на решение задач по поражению крупных площадных слабозащищенных целей в первом массированном ядерном ударе. Учитывая сравнительно малую дальность полета баллистических ракет, для них приходилось выбирать районы боевого патрулирования в Северной Атлантике и в Средиземноморье. Все они вошли в состав 14-ой эскадры подводных лодок Атлантического флота. В качестве передового пункта базирования была выбрана бухта Холи-Лох в северной части залива Ферт-оф-Клайд Ирландского моря. В 1960 году с правительством Великобритании был заключен договор на строительство в этой бухте комплекса сооружений для обслуживания американских ПЛАРБ под одноименным названием. Такой выбор не был случайным. Холи-Лох находился за пределами досягаемости советских БРСД Р-12, состоявших в на то время на вооружении РВСН. К тому же он был близок к районам боевого патрулирования.
Хотя американские ПЛАРБ ранних проектов не были лишены конструктивных недостатков (главный из них была нерациональная компенсация горизонтальных и вертикальных нагрузок, осуществляемая за счет амортизации пускового стакана посредством гидродинамических амортизаторов, что не позволяло использовать весь объем пусковой шахты) они практически по всем показателям превосходили советские атомные ракетные лодки проекта 658, введенные в строй в тоже время.
В период с 1964 по 1967 год все пять субмарин перевооружили на новые ракеты <Поларис-А3> и модернизировали. При этом пришлось переделать пневматическую систему выброса ракеты из шахты на парогазовую. Начиная с 1974 года, при проведении очередного капитального ремонта ПЛАРБ, были установлены БРПЛ <Поларис-А3Т>.
В течение 1981 года THEODORE ROOSEVELT и ABRAHAM LINCOLN были выведены из боевого состава, а их ракетные отсеки удалены. Три другие ПЛАРБ после изъятия БРПЛ из шахт переклассифицировали в торпедные. Но и в этом качестве они прослужили недолго. На то были две главные причины. Во-первых - по Договору ОСВ-1 дальнейшее развертывание числа БРПЛ запрещалось, а на вооружение стали поступать новейшие ПЛАРБ типа <Огайо> с большим числом ракет. Во-вторых, эти лодки достигали придельного срока службы и требовали дальнейшей модернизации, что было признано нецелесообразным.