Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Начало работ над проектом легкой МБР <Минитмен> относится к концу 50-х годов. Первые результаты испытаний межконтинентальных ракет с ЖРД внушали тревогу руководителям американской ракетной программы относительно возможностей завершения испытаний в ближайшее время, да и о дальнейшей перспективе таких ракет. Так как основные сложности были связаны с функционированием ЖРД, то конструкторы попытались найти им альтернативу.
Еще в 1956 году некоторые промышленные фирмы США начали активные работы по созданию относительно больших твердотопливных двигателей. В связи с этим в научно-исследовательском отделе Управления ракет в Рэймо-Вулдриже была создана небольшая группа специалистов, в обязанности которым вменялись сбор и анализ данных по ходу исследований в области двигателей на твердом топливе. В эту группу направили полковника Э. Холла, бывшего руководителя ракетной программы <Тор>. Деятельный полковник после глубокого изучения дел подготовил проработанный проект создания новой ракетной системы, который сулил заманчивые перспективы в случае его реализации.
Проект генералу Шриверу понравился и он запросил 150 млн. долларов на его разработку. Предлагаемая ракетная система получила шифр WS-133А и название <Минитмен>. Но руководство министерства ВВС санкционировало выделение только 50 млн. для финансирования первого этапа, предусматривавшего теоретические исследования и разработку опытного образца. В этом не было ничего удивительного. В то время в США среди военных руководителей высокого ранга и политиков было много сомневающихся относительно возможности быстрой реализации такого проекта, который, по их мнению, базировался на оптимистических идеях, еще не опробованных на практике.
Получив отказ в полновесных ассигнованиях, Шривер развил бурную деятельность и в конце концов добился выделения в 1959 финансовом году еще больших денежных средств - 184 млн. долларов. По его настоянию руководителем программы <Минитмен> назначили полковника Отто Глазера, который к тому времени зарекомендовал себя, как способный организатор, вхожий в научную среду и влиятельные круги военно-промышленного комплекса. Такой человек был очень необходим, так как одобрив создание новой ракетной системы, руководство Министерства обороны США поставило жесткие требования - выйти на летные испытания в конце 1960 года и обеспечить принятие на вооружение системы в 1963 году.
Уже в июле 1958 года утвердили состав фирм-разработчиков, а в октябре фирма Боинг была назначена головной по сборке, монтажу и испытаниям. В апреле - мае следующего года были проведены первые натурные испытания ступеней ракеты. Чтобы ускорить их разработку было принято решение привлечь несколько фирм: фирма <Тиокол кемикэл корпорейшн> разработала первую ступень, <Аэроджет дженерал корпорейшн> - вторую, а <Геркулес Паудер корпорейшн> - третью. Все огневые испытания маршевых ракетных двигателей завершились успешно.
В начале сентября 1959 года сенат объявил программу <Минитмен> программой <с наивысшим национальным приоритетом>, что повлекло дополнительное выделение на ее осуществление 899,7 млн. долларов. Но несмотря на все меры начать летные испытания в конце 1960 года не удалось. Первый испытательный пуск МБР <Минитмен-1А> состоялся 1 февраля 1961 года. И сразу удача. По этому поводу поднялась громкая шумиха. Газеты преподносили ракетную систему <Минитмен>, как образец развития и воплощения творческой мысли США. Утечка информации не была случайной. Ее организовали для устрашения Советского Союза, отношения с которым у Соединенных Штатов резко обострились и прежде всего из-за Кубы.
Однако дела обстояли не так уж и радужно. Еще в 1960 году, до начала летных испытаний, стало ясно, что <Минитмен-1А> не сможет летать на дальность свыше 9500 км. Состоявшиеся в последствии пуски подтвердили это предположение. В октябре 1961 разработчики приступили к работам по усовершенствованию ракеты с целью улучшения ее боевых характеристик. Позже эта модификация получила обозначение <Минитмен-1В>. Но отказываться от развертывания ракет серии <А> тоже не собирались. В конце 1962 года было принято решение об их постановке на боевое дежурство в количестве 150 штук на ракетной базе ВВС Мальстром, штат Монтана.
В начале 1963 года закончились испытания МБР <Минитмен-1В> и в конце этого года она стала поступать на вооружение. Испытания ракет <Минитмен-1> проводились на Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг). Всего, с учетом учебно-боевых пусков, за период с февраля 1962 по апрель 1964 года было запущено 54 ракеты обеих модификаций.
Для своего времени LGM-30А <Минитмен-1> была весьма совершенной и, что очень важно, имела, как заявил представитель фирмы Боинг, <неограниченные возможности для совершенствования>. Трехступенчатая, с последовательным разделением ступеней, ракета была выполнена из современных материалов.
Первая ступень состояла из ракетного твердотопливного двигателя и хвостового отсека. Корпус РДТТ М-55 первой ступени изготавливался из специальной нержавеющей стали высокой чистоты и прочности с внутренним теплозащитным покрытием. Этот РДТТ развивал тягу на земле 76 т. Заливка заряда из смесевого топлива в корпус контролировалось специальной ЭВМ. Сопловой блок двигателя состоял из четырех сопел, каждое из которых отклонялось посредством гидропривода в одной плоскости. Такая схема позволяла реализовать управление полетом в трех плоскостях. Разделение первой и второй ступени осуществлялось путем торможения первой ступени за счет работы специальных тормозных твердотопливных двигателей.
Вторая ступень состояла из РДТТ и соединительного отсека конической формы. Двигатель М-56 второй ступени имел корпус из высокопрочной стали и развивал тягу в пустоте 27 т. Сопловой блок, принципы управления полетом и разделения ступеней - такие же, как на первой ступени. РДТТ первой и второй ступеней работали до полного выгорания зарядов.
Третья ступень включала РДТТ, переходной, приборный и соединительные отсеки. Двигатель третьей ступени имел корпус из стеклопластика и развивал тягу 18,7 т. Внутренняя поверхность корпуса имела слой теплозащиты из каучука. Сопловой блок подобен описанным выше. В корпусе РДТТ имелись четыре отверстия, прикрытых заглушками (сопла противотяги). Они открывались по команде системы управления, что позволяло варьировать дальность стрельбы и обеспечить торможение ступени в процессе отделения головной части.
Инерциальная система управления, построенная на базе цифровой вычислительной машины последовательного типа, обеспечивала управление полетом ракеты на активном участке траектории. Использование в гиростабилизированной платформе гироскопов на газовых подшипниках , которые обеспечивали малое сопротивление трения вращению ротора и обеспечивали работу гироскопов в течение нескольких десятков тысяч часов, дало возможность запускать гироскопы сразу после постановки ракеты на боевое дежурство и тем самым снизить время предстартовой подготовки. КВО при стрельбе на максимальную дальность составило 1,6 км. <Минитмен-1А> несла моноблочную головную часть Мк5 мощностью 1 Мт, которая нацеливалась на заранее определенную цель.
По своей конструкции ракета <Минитмен-1В> в основном подобна МБР <Минитмен-1А>. Отличия имелись в конструкции РДТТ второй ступени и теплозащите внешнего покрытия ракеты. Корпус двигателя сварен из секций титанового сплава, что дало экономию веса в 100 кг при одновременном увеличении длины на 0, 5 м. Заряд топлива увеличился на 1,7 т
Ракета <Минитмен-1В> оснащалась моноблочной ГЧ Мк11 или Мк11А (отличались ядерным зарядным устройствами) мощностью 1,2 Мт. Перед стартом можно было ввести одно из двух просчитанных полетных заданий для поражения разных целей.
Ракеты устанавливались в одиночные шахтные пусковые установки типа ОС (имели защищенность 21 кг/см кв.) и могли быть запущены через 30 с после прихода пусковой команды с пункта управления отряда. Маршевый двигатель первой ступени запускался непосредственно в шахте и чтобы снизить нагрев корпуса горячими газами, он покрывался с внешней стороны специальной краской на <Минитмен-1А> и пробкой на <Минитмен-1В>.
Межконтинентальные ракеты <Минитмен-1> организационно объединялись в крылья, каждое из которых состояло из трех или четырех эскадрилий и базы материально-технического обеспечения. Каждая эскадрилья включала пять боевых отрядов по 10 ПУ в каждом. Каждый отряд имел свой пункт управления пуском, оборудованный на удалении 5 ... 10 км от ШПУ.
Первые два отряда МБР <Минитмен-1А> были поставлены на боевое дежурство в конце 1962 года. Начиная с 1963 года развернулись работы по вводу в боевой состав отрядов <Минитмен-1В>. В 1965 году в составе Стратегического авиационного командования насчитывалось 150 ПУ ракет первого типа и 600 ПУ второго типа. МБР <Минитмен-1А и В> находились на вооружении до 1970 и 1974 года соответственно.
Для своего времени ракетные комплексы с ракетой <Минитмен-1> обладали прекрасными тактико-техническими характеристиками, что позволяло использовать их для нанесения внезапного первого удара или для проведения ответно-встречного удара. К тому же они получились относительно недорогими, что позволило организовать развертывание массовой группировки этих ракет.