Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Работы над тяжелым бомбардировщиком Хэндли Пейдж <Виктор> начались еще в 1945 году. В феврале 1946 года был готов эскизный проект бомбардировщика, получившего фирменное обозначение H.P. 80. Однако, в связи с пересмотром руководством ВВС тактико-технических требований, в следующем году проект подвергся существенной переработке. Изменения коснулись прежде всего крыла, которому придали серповидную форму.
Теория серповидных крыльев была разработана немецкими авиаспециалистами фирм Арадо и Блом и Фосс. Такое крыло давало ряд существенных преимуществ и позволяло в его толстую корневую часть поместить четыре двигателя. В соответствии с расчетами самолет должен был иметь рекордные для своего времени характеристики: крейсерскую скорость полета 925 км/ч, дальность полета с бомбовой нагрузкой в 4,5 т - 5630 км.
Летом 1948 года последовал заказ на постройку двух опытных самолетов. В середине 1952 год фирма получила заказ от Министерства авиации на строительство первой серии из 25 машин <Виктор> B Mk1. Это официальное название бомбардировщик получил 2 января 1953 года.
Первый из двух опытных образцов бомбардировщика совершил полет, который продлился 17 минут, 24 декабря 1952 года, а второй - 11 сентября 1954 года. Летом 1953 года, во время коронационных торжеств, самолет впервые показали широкой публике. В том же году машина приняла участие в авиасалоне в Фаранборо.
Начавшиеся испытания очень скоро выявили ряд недостатков машины. Не удалось подтвердить и расчетные характеристики. Началась лихорадочная работа по совершенствованию <Виктора>. 5 февраля 1954 года в горизонтальном полете на высоте 13716 м была достигнута скорость М=0.925. Но 14 июля 1954 года при выполнении полета на малой высоте произошла катастрофа первого опытного образца. Это событие замедлило ход работ.
Официальные испытания самолета удалось продолжить только в марте 1955 года. К тому времени конструктора фирмы сумели устранить практически все дефекты и недостатки. 1 февраля следующего года в воздух поднялся первый серийный бомбардировщик. Он несколько отличался от опытных машин. На 1,02 м был удлинен фюзеляж. Увеличилась высота киля. Его конструкция была усилена (из-за разрушения узла крепления киля произошла катастрофа). На самолет установили ТРД фирмы Амстронг-Сиддли <Сапфир> 7 с тягой 4990 кгс. Цена одного серийного бомбардировщика достигла 400000 фунтов стерлингов.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со средерасположенным крылом. Фюзеляж круглого сечения состоит из трех основных частей. В передней расположена гермокабина экипажа и отсек оборудования. Сиденья летчиков снабжены катапультой. Остальные члены экипажа в аварийной ситуации покидали самолет через боковую дверь. В корневой части серповидного крыла расположены четыре ТРД. Хвостовое оперение - Т-образной формы. Основные стойки шасси с четырехколесными тележками убирались в центроплан.
В средней части фюзеляжа расположен отсек вооружения. В нем могла размещаться одна ядерная бомба массой 4540 кг или различное сочетание обычных авиабомб общей массой до 10000 кг.
<Виктор> B Mk1 был вполне удачной машиной и не уступал по характеристикам (кроме дальности полета) лучшим советским и американским стратегическим бомбардировщикам 3М и B-52B. Столь высоких характеристик англичанам удалось достичь благодаря хорошей аэродинамике и мощным двигателям Бристоль <Сапфир> 7 Mk.200. На самолет установили самое современное оборудование. Так, например, навигационно-бомбардировочная система H2S обеспечивала точность выхода на цель в пределах 450 м. Однако, этот самолет не имел оборонительного вооружения, что делало его беззащитным от атак истребителей ПВО.
Первые девять серийных самолетов поступили в1957 году в 232-ю группу подготовки летного состава, где было организовано переучивание пилотов, ранее летавших на других типах бомбардировщиков. В 1958 году на <Викторы> полностью перевооружили первую эскадрилью 3-ей бомбардировочной группы Королевских ВВС. Первоначальный заказ увеличился до 50 единиц. При этом было оговорено, что последние 24 машины должны быть построены в варианте Mk1A. Эти самолеты отличались более совершенным и разнообразным оборудованием РЭП.
К этому времени геополитическая ситуация в мире изменилась. Британской империи больше не существовало. Изменились и задачи для английских стратегических бомбардировщиков, главной целью которых стало нанесение ядерных ударов по городам СССР. Планировалось, что экипажи должны, в случае необходимости, осуществить сброс с больших высот ядерных и термоядерных бомб на объекты, расположенные на Европейской части Советского Союза.
Быстрое возрастание боевых возможностей истребителей-перехватчиков и зенитно-ракетных комплексов советских войск ПВО вынудило английских специалистов искать пути повышения эффективности <Виктора>.
Специалисты фирмы разработали программу последовательной модернизации бомбардировщика, предусматривавшую проведение работ в два этапа. На первом этапе планировалось оснастить самолет новыми турбореактивными двигателями <Сапфир> ASSa 9, а на втором - предполагалось разработать более совершенную модификацию машины H. P. 104. Но по ряду причин этот вариант был отвергнут. Было принято компромиссное решение. Так появился вариант - <Виктор> B Mk2. Он должен был стать носителем крылатой ракеты <Блю Стил> Mk1 с дальностью пуска до 320 км, которую с марта 1956 г. разрабатывало отделение систем вооружения фирмы Авро. На вооружение эта ракета поступила в 1960 году. Других путей совершенствования самолета с наименьшими затратами просто и не было.
Ракета подвешивалась в полуутопленном положении в бомбоотсеке. Пуск ее осуществлялся с высоты 15240 м. Через четыре секунды после сброса включался реактивный двигатель и ракета со скоростью М=2,5 устремлялась к цели. Система управления обеспечивала точность стрельбы 92 м, что было лучше точности бомбометания (640 м). В перспективе <Блю Стил> должна была уступить свое место американской баллистической ракете воздушного базирования AGM-87A <Скай Болт>. Эта двухступенчатая твердотопливная ракета со стартовой массой 5100 кг должна была иметь дальность полета 1600 км и ядерную головную часть мощностью в 2 Мт. Но в 1962 году американцы по этой ракете работы свернули.
Тем временем работы по совершенствованию самолета продолжались. Еще в 1956 году Министерство авиации заказало 18 бомбардировщиков <Виктор> B Mk2 с турбореактивными двигателями Роллс-Ройс <Конвэй>. Постепенно число заказанных машин возросло до 34. На самолет установили разведывательное оборудование, на крыльях появились небольшие гондолы с размещенными в них антеннами системы радиоэлектронного противодействия (РЭП). Первые серийные машины заказчик получил в ноябре 1961 года, а последние - в мае 1963 года.
Начало 60-х годов ознаменовалось бурным развитием баллистических ракет. Проанализировав перспективы развития стратегических вооружений, специалисты Министерства обороны Великобритании сделали вывод, что стратегические тяжелые бомбардировщики не имеют будущего и предложили делать ставку на атомные ракетные лодки с БРПЛ <Поларис>.
В 1966 году на вооружение тяжелых бомбардировщиков поступила модернизированная ракета <Блю Стил> Mk1A с дальностью пуска до 500 км, что несколько увеличило боевые возможности <Викторов>. В то же время стало ясно, что без существенных переделок конструкции самолета значительного возрастания боевого потенциала не добиться. Но не в Министерстве авиации, и тем более в Министерстве обороны тратить крупные финансовые средства на такой проект не собирались.
В 1965 году девять бомбардировщиков <Виктор> B Mk2 переделали в стратегические разведчики. В этом же году началось переоборудование остальных машин этой серии в самолеты-заправщики. К концу 60-х годов все тяжелые бомбардировщики <Виктор> были сняты с вооружения, а летающие <танкеры> оставлены в боевом строю.