Информационно-развлекательный портал «Грот» — некоммерческий проект (появился в сети 15.09.2004 г.), объединяющий в себе информацию о различных...
Практическая отработка проекта подводной лодки с баллистическими ракетами на борту во Франции началась в начале 1958 года, когда на государственной верфи в Шербуре была заложена первая атомная субмарина. Однако через год по причине трудностей, возникших при создании атомного реактора на природном уране для главной энергетической установки (ГЭУ), строительство подводной лодки было временно приостановлено. Потребовалось проведение комплекса научно-исследовательских работ, на что необходимо было затратить дополнительные время и деньги. В конце концов проект первой атомной лодки был снят со строительства. Предложение США об оказании помощи в завершении строительства ракетоносца в трехлетний срок французское правительство отклонило, рассчитывая справиться с возникшими трудностями своими силами. Позднее корпус использовали для новой, но уже опытовой дизельной лодки S655 <Жимнот>, предназначенной для отработки систем будущих ПЛАРБ, а также для проведения летных испытаний баллистических ракет. На ней оборудовали четыре пусковые установки, которые в последствии переоборудовались под новые БРПЛ.
Первые неудачи внесли некоторые колебания в умы французских военных относительно путей строительства стратегических ядерных сил. Окончательное решение о создании системы ракетно-ядерного оружия морского базирования было принято только в 1963 году. Военное руководство Франции, создавая собственные стратегические ядерные силы, основной упор решило сделать на их морской компонент. Учитывая прогноз развития технологий и американский опыт, решено было наращивать боевую мощь атомных ракетоносцев постепенно.
Успехи в области ракетостроения, достигнутые французскими учеными и конструкторами во второй половине 60-х годов, позволили создать собственную БРПЛ, получившую обозначение М1. Они в какой-то мере стали стимулом в развертывании работ по строительству французских ПЛАРБ.
По замыслу, планируемые к постройке в течение десяти лет пять ПЛАРБ должны были получать на оснащение более совершенные ракеты по мере их поступления на вооружение. В соответствии со вторым пятилетним планом развития вооруженных сил страны (1966 - 1970 гг.) предусматривалось выделить финансовые средства на строительство трех ракетоносцев. В 1967 году министерство обороны официально объявило о решении построить и четвертую атомную ракетную лодку, а в 1971 году - пятую.
Переданная флоту в 1971 году ПЛАРБ <Редутабль> (в январе 1972 года впервые вышла на боевое патрулирование) и следующая за ней <Террибль> были оснащены БРПЛ М1. Ракета оснащалась моноблочной ядерной головной частью мощностью 0,5 Мт и имела дальность полета до 2600 км.
В марте 1972 года по решению правительства все новые атомные ракетные подводные лодки должны были включаться в состав вновь сформированного стратегического морского командования (СМК). Его штаб разместился в Уй (пригород Парижа). Командующий СМК в оперативном отношении подчинялся начальнику штаба вооруженных сил, а по административным вопросам - начальнику штаба ВМС.
В 1974 году на вооружение принимается БРПЛ М2, являвшаяся дальнейшим развитием М1. Третья лодка, получившая наименование <Фудроянт> (в сентябре 1974 года она вышла на боевую службу), первой получила ракеты М2.
По своим боевым характеристикам ракеты М1 и М2 могли надежно поражать площадные цели. С вводом в боевой состав третьей ПЛАРБ морские СЯС Франции практически сравнялись по числу носителей с бомбардировочной авиацией, в то же время превосходя ее по суммарной мощности ядерных боеприпасов и надежности доставки их к целям. Районы для боевого патрулирования французских ракетных подводных лодок выбирались в акваториях Норвежского моря и Восточной Атлантики.
В 1976 году на оснащение французских морских ядерных сил поступила БРПЛ третьего этапа, получившая обозначение М20. По своему техническому уровню она была значительно совершенней своих предшественниц. Новая ракета представляла собой своеобразный гибрид французских баллистических ракет морского и наземного базирования.
БРПЛ М20 постепенно вытеснила более ранние образцы ракет на трех ПЛАРБ, вошедших в боевой состав флота до 1975 года. Два последних в серии ракетоносца получили не только новые ракеты, но и ядерные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем. С вводом в строй S613 <Эндомтабль> (в 1976 году) и S614 <Тоннан> (в 1980 году) Франция вышла на третье место в мире по мощи морских ядерных сил. В составе национальной ядерной <триады> морской компонент стал играть решающую роль. Морские СЯС располагали 55 % всех стратегических носителей ядерных боеприпасов Франции. Из пяти ПЛАРБ четыре постоянно находились в боеготовом состоянии, а одна из них - на боевом патрулировании в готовности к немедленному пуску ракет.
Основным способом боевого применения ПЛАРБ считался массированный ядерный удар. В качестве возможных объектов поражения рассматривались административно-промышленные центры, военно-морские и авиационные базы, порты, транспортные узлы и крупные группировки войск. Приказ на применение ядерного оружия мог отдать только президент Франции.
В 1985 году подводный ракетоносный флот Франции пополнился шестой лодкой - S615 <Энфлексибль>, созданной под БРПЛ М4 с разделяющейся головной частью, разработка которой велась с 1975 года.
По своим тактико-техническим характеристикам новая ПЛАРБ от субмарин типа <Редутабль> отличалась незначительно. Выросло водоизмещение, что явилось следствием возросшего веса 16 ракет, по сравнению с БРПЛ М20. Помимо торпед на новой лодке разместили противокорабельные ракеты <Экзосет>. Было обновлено радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование. За то эффективность ракетного вооружения заметно возросла. На 16 ракетах М4 размещалось 96 ядерных боезаряда - больше чем на всех остальных французских ПЛАРБ вместе взятых. Повысилась точность и дальность стрельбы.
С 1987 года началось перевооружение четырех ракетоносцев типа <Редутабль> на БРПЛ М4 или М4С (отличается типом ядерного заряда боеголовки и несколько увеличенной дальностью полета). Эти работы велись в период планового ремонта субмарин. Потребовалось переделать ракетные шахты и заменить часть оборудования и систем. В 1993 году на четвертой ракетной лодке закончили все испытания и она вышла в море. Первенца же подводного ракетоносного флота Франции <Редутабль> вывели в резерв в конце 1991 года.
К этому времени боевой потенциал французских морских ядерных сил заметно вырос. Произошел не только количественный, но и качественный скачек. Так менее чем за 10 лет количество боевых блоков, установленных на 80 БРПЛ, возросло с 80 до 480. Дальность стрельбы возросла почти на 2000 км. Если ранее в качестве возможных объектов поражения рассматривались только крупные площадные цели, то теперь появилась возможность поражать малоразмерные и хорошо защищенные объекты. При этом боевые блоки с одной ракеты могут наводиться на отдельные цели, отстоящие друг от друга до 350 км.
Стоянка, обслуживание и обеспечение эскадры французских ПЛАРБ в межпоходовые периоды осуществляется в пункте базирования Иль-Лонг, построенном в 1970 году на одноименном полуострове в районе главной военно-морской базы Брест. Здесь имеются причальные сооружения, два крытых дока, хранилища ракет и ядерных боеголовок, служебные и жилые помещения.
Французское военно-политическое руководство постоянное уделяло внимание поддержанию высокого боевого и технического уровня своих морских СЯС. Учитывая, что к середине 90-х годов большая часть ПЛАРБ достигнет 20-летнего срока службы, требовалось своевременно подумать о строительстве новой серии подводных ракетоносцев, которые должны будут составить основу французских СЯС в 21 веке. Учитывая ограниченность финансовых средств, реализовать этот план можно было только в течение относительно длинного промежутка времени.
Головная лодка нового поколения получила названия <Триумфан>. Она создавалась под ракету М45, являющуюся модификацией М4. Новая ракета имеет улучшенные эксплуатационные характеристики и повышенную надежность. Дальность ее полета доведена до 6000 км, а точность стрельбы (КВО) - до 400 м. В начале XXI века планируется постановка на эти лодки ракеты М5, которая должна будет обладать высокой точностью стрельбы и дальностью полета не менее 5000 км.
<Триумфан> вошла в боевой состав в 1996 году. В настоящее время достраивается вторая ПЛАРБ этого проекта <Темерер>, готовность к выполнению задач которой должна быть достигнута в 1998 году. С вводом в строй этих ракетоносцев эффективность стратегических ядерных сил Франции возрастет в несколько раз. Запланировано строительство еще двух кораблей.
В соответствии с проводимой военной реформой стратегические морские ядерные силы становятся единственным компонентом национальных СЯС Франции. Таким образом, французское военно-политическое руководство сделало главную ставку на морской компонент стратегических ядерных сил и стремится построить флот современных подводных ракетоносце, способных успешно конкурировать с лучшими представителями в своем классе. Они должны будут обеспечить решение стратегических задач ядерного сдерживания любого противника в любых регионах земного шара. Несмотря на постепенное сокращение общего числа носителей в МСЯС их мощь и эффективность значительно возрастут.