Патологии » Игрушки

Бомбардировщик <Мираж> IV Франция

В соответствии с принятой национальной стратегией создания собственных ядерных сил руководство французских ВВС поставило задачу перед своим военно-промышленным комплексом сконструировать самолет среднего радиуса действия, предназначенный для нанесения ядерных ударов при выполнении полета на малых высотах с большой скоростью в тылу вероятного противника.

В 1956 году были подготовлены тактико-технические требования к такому самолету, а в апреле следующего года с фирмой Дассо-Бреге был заключен контракт на разработку и производство сверхзвукового бомбардировщика. Позднее ему присвоили наименование <Мираж> IV.

За два года был спроектирован и построен первый опытный экземпляр. За основу взяли конструкцию тактического истребителя <Мираж> III В июне 1959 года начались его летные испытания. Первый полет был выполнен 17 июля этого года. Потребовалось четыре года, чтобы довести машину до серийного производства. В октябре 1964 года в ВВС Франции была сформирована первая эскадрилья носителей ядерного оружия из 12 самолетов <Мираж> IVA. Всего до окончания серийного производства в 1967 году военно-воздушные силы получили 62 бомбардировщика.

Самолет выполнен по схеме <бесхвостка> и имеет среднерасположенное треугольное в плане крыло без средств механизации. В хвостовой части установлены два турбореактивных двигателя <Атар> 9K с тягой по 4700 кгс каждый на безфорсажном режиме. <Мираж> IVA оснащен доплеровской навигационно-бомбардировочной системой с многофункциональной РЛС и оптическим прицелом. Экипаж, состоявший из двух человек, имел катапультируемые кресла, установленные тандемом. Цена серийного самолета составила 25 млн. франков.

Особенностью бомбардировщика являлось отсутствие отсека вооружения: ядерная бомба (сначала - AN.11, позже - AN.22) мощностью 70 кт подвешивалась в полуутопленном положении в углублении снизу фюзеляжа. Оборонительного вооружения самолет не имел. Защиту от управляемого оружия противника обеспечивала бортовая система РЭП.

Самолет имел максимальную скорость полета 2300 км/ч на высоте 11000 м, а у земли - 1225 км/ч. Радиус действия при выполнении боевой задачи на малой высоте без дозаправки топливом в воздухе несколько превышал 1000 км, что по мнению руководства ВВС Франции было достаточно.

До создания и постановки на боевое дежурство ракет средней дальности и ввода в строй ПЛАРБ эти бомбардировщики были единственным средством доставки ядерного оружия к стратегическим целям. До 1967 года включительно основным способом нанесения ядерного удара экипажами этих бомбардировщиков считался сверхзвуковой <бросок> в зоне цели на большой высоте, а после проведенной модернизации - маловысотный полет с преодолением системы ПВО вероятного противника.

В 1977 году 12 бомбардировщиков были переоборудованы в стратегические разведчики для ведения разведки с больших и малых высот. Дальность полета с дозаправкой этой машины составила около 4000 км.

В начале 80-х годов руководители стратегических ядерных сил Франции пришли к заключению, что <Мираж> IVA устарел и не удовлетворяет поставленным требованиям. В 1983 году началась разработка программы модернизации бомбардировщиков в вариант, получивший обозначение <Мираж> IVP, способный нести управляемую ракету ASMP, а также выполнять стратегическую разведку в условиях противодействия современных средств ПВО.

Ракета ASMP имеет дальность пуска (зависит от высоты полета носителя в момент отрыва ракеты) до 350 км, термоядерную боевую часть мощностью около 150 кт и инерциальную систему наведения, позволявшую поражать выбранную цель с высокой точностью. Она подвешивается на подфюзеляжный пилон, установленный на то место, где ранее размещалась атомная бомба.

Кроме того, <Мираж> IVP оснащен новой навигационно-бомбардировочной системой повышенной точности, современной РЛС и более эффективными средствами РЭП, в том числе предусмотрена подвеска подкрыльевых контейнеров с дипольными отражателями и ИК ложными целями.

Всего модернизацию прошли 18 машин, состоявших на вооружении двух эскадрилий <Гасконь> и <Бретань> 91-й бомбардировочной эскадры стратегического авиационного командования. Постепенно первоначальное число модернизированных самолетов уменьшалось за счет списания выработавших свой ресурс.

В соответствии с принятой в 1996 году программой модернизации Вооруженных сил было принято решение снять с вооружения, начиная с 1 июня и до конца 1996 года, все 14 бомбардировщиков <Мираж> IVP. Летом была расформирована первая эскадрилья 91-й среднебомбардировочной эскадры, а вторая переформирована в разведывательную. На ее вооружении осталось четыре самолета <Мираж> IVP, оборудованных подвесными контейнерами с оборудованием. Разработка нового стратегического бомбардировщика среднего радиуса действия пока не планируется.

Вернуться назад