Патологии » Игрушки

Французская БРСД

Для создания первой национальной баллистической ракеты средней дальности было привлечено большое количество фирм. Позднее ведущие из них <Аэроспасьяль>, <Нод Авиэйшн> и <Сад Авиэйшн> объединили свои усилия. Была создана французская лаборатория баллистических и аэродинамических исследований. Ее сотрудники проделали громадную работу. Было разработано и построено несколько десятков ракет-прототипов.

Большая часть из них прошла летные испытания на испытательном полигоне, созданном на территории Алжира. К моменту принятия политического решения о необходимости развертывания баллистических ракет со средней дальностью полета французские ракетостроители накопили достаточный опыт для решения этой проблемы.

В 1963 году конструкторы приступили к созданию ракеты, которая должна была поступить на вооружение ядерных сил в начале следующего десятилетия. По условиям технического задания это должна была быть ракета с двигателями на твердом топливе. Предусматривалось, что БРСД будут базироваться в шахтных пусковых установках. Это решение было выбрано с учетом обеспечения максимальной защищенности всех систем ракетного комплекса.

Проектные работы велись поэтапно. В 1966 году на летные испытания была передана двухступенчатая баллистическая ракета S-112. Она стала первой французской ракетой, пуск которой был осуществлен из шахты. За ней последовала более совершенная S-01 и, наконец, в мае 1969 года начались испытания первого прототипа ракеты средней дальности, получившей обозначение S-02. На ее доводку и совместные испытания всего боевого ракетного комплекса потребовалось два года.

С 1970 года на плато Альбион в провинции Прованс развернулось строительство стартовых позиций и необходимой инфраструктуры ракетных комплексов. Летом 1971 года была развернута первая группа в составе девяти ракет S-2, а в апреле следующего года - вторая группа. Первоначальным планом предусматривалось построить 54 шахтные пусковые установки. После его корректировки в начале 70-х годов решено было ограничиться половиной от первоначального количества. Однако пришедший к власти В. Ж. дЭстен отменил строительство последних девяти ШПУ, но в замен дал указание создать ракету с улучшенными боевыми характеристиками.

БРСД S-2 выполнена двухступенчатой с последовательным расположением ступеней. Корпусом каждой ступени являлся стальной корпус маршевого ракетного двигателя на твердом топливе. Для создания управляющих усилий в полете использовались поворотные сопла. Запаса топлива маршевых ступеней хватало для полета на дальность до 3000 км.

Инерциальная система управления, приборы и устройства которой размещались в специальном приборном отсеке, обеспечивала управление полетом ракеты на активном участке траектории и выведение головной части в район цели. КВО при стрельбе на максимальную дальность составило около 1000 м.

Ракета оснащалась моноблочной головной частью с ядерным зарядом мощностью 150 кт. Для поражения площадной цели этого было вполне достаточно.

Для начала 70-х годов французский ракетный комплекс имел высокую степень защиты и по этому показателю держал первое место в своем классе, превосходя многие ракетные комплексы с межконтинентальными ракетами советской и американской разработки. Шахтная пусковая установка ракеты S-2 имела массивный оголовок, закрытый многотонной (140 т) защитной крышей, которая перед пуском открывалась при помощи порохового заряда. Высокие прочностные характеристики были достигнуты за счет широко применения бетона, специальной стали, системы общей и локальной амортизации. Командные пункты боевых ракетных комплексов строились глубоко под землей в прочных скальных породах. Контроль технического состояния и запуск ракет осуществлялся дистанционно.

В декабре 1976 года совершила первый полет ракета средней дальности S-3, предназначенная для замены S-2. Она создавалась с учетом возможности размещения в уже построенных шахтах, что должно было снизить расходы на перевооружение стратегических ракетных сил.

На S-3 установили новую вторую ступень. За счет применения топлива с более высокими энергетическими характеристиками удалось уменьшить длину корпуса ракетного двигателя и его вес при одновременном увеличении дальности полета. Маршевый двигатель этой ступени был унифицирован с двигателем БРПЛ М20.

С целью повышения боевых возможностей ракеты и эффективности действия в районе цели был выполнен ряд технических мероприятий. Инерциальная система управления была доработана путем повышения характеристик ее элементов, что позволило обеспечить точность стрельбы на 300 м лучше, чем у S-2. Изменилось и боевое оснащение. Мощность термоядерной моноблочной головной части доведена до 1,2 Мт. Кроме того, был установлен комплекс средств преодоления системы противоракетной обороны. В пределах дальности полета ракет S-3, составлявшей 3700 км, такой системой обладал только Советский Союз.

Часть оборудования командных пунктов заменили на более совершенное. Так была установлена новая система автоматизированного боевого управления, повышена надежность доведения пускового приказа до пусковых установок. На последних были проведены доработки, направленные на увеличение степени защищенности, особенно от потока нейтронов. Техническая готовность ракет к пуску снизилась до 30 секунд.

Боевая эффективность французских стратегических ракетно-ядерных сил значительно возросла с принятием в 1980 году модернизированного боевого ракетного комплекса с ракетой S-3. К концу 1982 года их перевооружение было полностью закончено. В начале 90-х годов ракета и ряд систем комплекса прошли очередную модернизацию (ракеты получили обозначение S-3D), направленную на повышение боевых и эксплуатационных характеристик.

В марте 1996 года была принята программа перевооружения французских СЯС на период до 2005 года. В соответствии с ней в конце 1996 года начался процесс снятия с боевого дежурства французских БРСД. В течение 1997-1998 годов все они должны быть ликвидированы. Принятие нового ракетного комплекса с ракетами средней дальности не планируется.

Вернуться назад