Патологии » Игрушки

Баллистическая ракета <М4>

В 1985 году подводный ракетоносный флот Франции пополнился лодкой - S615 <Энфлексибль>, созданной под новую БРПЛ М4, разработка которой велась с 1975 года. В ноябре 1980 года на ракетном полигоне Бискаррос начались летные испытания этой ракеты. В марте 1982 года состоялся первый испытательный пуск с борта ПЛ <Жимнот>, а всего потребовалось провести 17 пусков.

М4 трехступенчатая ракета, с последовательным расположением ступеней. Корпус РДТТ 1-й ступени выполнен из стали. Заряд твердого топлива скрепленного типа. Одно поворотное утопленное сопло из титанового сплава выдвигалось в рабочее положение непосредственно перед включением двигателя. Отличие двигателя второй ступени заключалось в том, что его корпус изготавливался из стеклопластика.

Двигатель третьей ступени наматывался из оргволокна <Кевлар-49>. Его сопловой блок в принципе не отличался от установленных на первых двух маршевых РДТТ. Для топливных зарядов использовалось смесевое топливо.

Инерциальная система управления, построенная на базе трехосной гиростабилизированной платформы новой конструкции и бортового цифрового вычислительного комплекса, обеспечивала управление полетом на активном участке траектории и разведение боевых блоков. К моменту принятия на вооружение ракеты разработчикам системы управления не удалось добиться характеристик, позволивших бы реализовать алгоритмы индивидуального наведения боевых блоков. Поэтому первая серия ракет оснащалась разделяющейся головной частью типа <МРВ>. В последствии с этой проблемой удалось успешно справиться. Точность стрельбы составила 450 м.

Ракета оснащена разделяющейся головной частью типа МИРВ с шестью боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый, которые могли поражать цели на дальностях до 4500 км от места старта. Двигательная установка головной части обеспечивала наведение блоков на индивидуальные цели, отстоящие друг от друга на 150...350 км. Общая площадь поражения целей составляет 20000 кв. км.

С 1987 года началось перевооружение четырех ракетоносцев типа <Редутабль> на БРПЛ М4 или М4С (отличается типом ядерного заряда боеголовки). Эти работы велись в период планового ремонта ПЛАРБ. Потребовалось переделать ракетные шахты и заменить часть оборудования и систем. В 1993 году на четвертой ракетной лодке закончили все испытания и она вышла в море.

По своей боевой эффективности и надежности БРПЛ М4 намного превзошла ракету М20. Она может поражать хорошо защищенные точечные цели. В случае необходимости на ракете может устанавливаться комплекс средств преодоления систем противоракетной обороны. В тоже время французским ракетчикам не удалось достичь дальности стрельбы, сопоставимой с дальностью полета американской БРПЛ <Трайдент-С4> и советской БРПЛ РСМ-50, созданных на несколько лет раньше французской.

В настоящее время ведутся работы по глубокой модернизации БРПЛ М4, направленные прежде всего на повышение дальности стрельбы и эффективности действия боевых блоков в районе цели. Создана и прошла летные испытания ракета М45, способная поражать цели на дальностях до 5300 км от места старта. Она несет РГЧ типа <МИРВ> с шестью боевыми блоками мощностью по 150 кт. БРПЛ М45 предназначена для вооружения ПЛАРБ нового поколения класса <Триумфан>.

Вернуться назад